RSS

Донецкий духовно-культурный центр

«ОРИФЛАММА»

83004, Донецк, Киевский пр., 5-А/124

Тел.: +7-978-028-1795, +7-911-632-17-93

E-mail: vesta-news@yandex.ru

www.roerich-dn.org


       ===================================================================
=======

 

Президенту Российской Федерации

Путину В.В.

 

Копия председателю Правительства РФ

Медведеву Д.А.

 

Копия первому заместителю председателя Правительства РФ Шувалову И.И.

22.02.2016

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Обращаемся к Вам с большой тревогой за судьбу общественного Центра-Музея им. Н.К.Рериха. В ноябре 2015 г. Росимущество передало в оперативное управление Государственному музею Востока здания усадьбы Лопухиных, в которых размещается общественный Музей им. Н.К.Рериха.  На коллегии Министерства культуры 16.02.2016 г. рассматривался вопрос о создании государственного музея Рериха как филиала ГМВ на месте работающего 26 лет общественного Центра-Музея им.Н.К.Рериха (МЦР). Министр культуры В.Р.Мединский, директор ГМВ А.В.Седов, его зам. по научной работе Т.К.Мкртычев и другие докладчики целенаправленно умалчивали ряд важнейших фактов:

1) С.Н.Рерих передал в 1990 г. наследие родителей в Россию с обязательным условием – создание общественного Центра-Музея Рериха в Москве. Это была его воля.

2) Общественный Центр-Музей Рериха является законным правообладателем наследия Рерихов на основе юридических документов (завещательное распоряжение С.Н.Рериха от 19.03.1990 г. и дополнение к завещательному распоряжению от 22.10.1992 г., Приложения 1 и 2).

3) Директор ГМВ А.В.Седов ввел в заблуждение всех присутствующих, ссылаясь на постановление Совета Министров № 1121 от 4.11.1993 г. «О создании Государственного музея Н.К.Рериха», целенаправленно не проинформировав о том, что данное постановление было отменено Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1045.

4) Усадьба Лопухиных, где размещается общественный Центр-Музей, была отреставрирована на деньги общественных организаций и частных лиц, это сотни миллионов рублей народных средств и меценатской помощи. На каком основании Министерство культуры пытается присвоить общественные деньги?!

5) Культурная деятельность общественного музея была высоко оценена Вами, Владимир Владимирович, (Указ Президента РФ №797 от 27.07.2006 г. «За большой вклад в развитие музееведения и сохранения культурного наследия наградить Орденом Дружбы Шапошникову Людмилу Васильевну, первого вице-президента Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», Генерального директора музея им.Н.К.Рериха», а также Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 2011 г.);  министром иностранных дел С.В.Лавровым, Генсеком ООН Пан Ги Муном, Генеральным директором ЮНЕСКО И.Боковой, Всеевропейской ассоциацией по культурному наследию «Европа Ностра», российской общественностью (Национальная премия «Культурное наследие», и другими известными организациями.

Обращаем Ваше внимание, что министр культуры В.Р.Мединский ввел Вас в заблуждение в письме от 11.11.2013 г. (Приложение 3). Он пишет следующее: «Информирую Вас о ситуации, сложившейся в отношении 282 картин Н.К. и С.Н.Рерихов, находящихся с 1989 г. в ГМВ, и относящихся к государственной части Музейного фонда РФ». В этом предложении от Вас скрыто истинное положение дел. С.Н.Рерихом 19.03.1990 г. было составлено нотариально заверенное завещание, которым все имущество после кончины художника передается наследнику в лице Советского Фонда Рерихов. В п.3 документа содержится специальная ссылка о передаче Фонду, в том числе и 288 картин, находящихся на попечении Министерства культуры. В 1989 г. был издан приказ Министерства культуры № 234 от 30.05.89, в котором подтверждается принятие на ВРЕМЕННОЕ хранение 282 ед. музею Востока. Через 20 дней после смерти С.Н.Рериха, 19.02.1993 г., вопреки завещанию художника, протоколом Фондовой комиссии Музея Востока было решено поставить данную коллекцию на постоянный музейный учет. Приказом  от 25.02.93 г. № 13 директор музея Востока В.А.Набатчиков поставил картины на постоянный музейный учет, а приказом № 633 от 13.09.99 г. Министерство культуры РФ подтвердило правомерность включения музеем Востока коллекции Рериха в состав государственной части Музейного фонда. Подобная правовая конструкция по включению музейных предметов и коллекций в Государственную часть Музейного фонда не предусмотрена законодательством РФ, действовавшим на тот момент, и ныне действующим. Подтверждающих документов о том, что рассматриваемые картины были приобретены РФ или ГМВ, что соответствовало бы ст.ст. 8 и 218 Гражданского кодекса, не имеется. Следовательно, картины находятся в Музее Востока незаконно.

Далее В.Р.Мединский пишет Вам: «Решением Хамовнического районного суда от 24.11.2011 г. данная коллекция безосновательно передана МЦР в качестве наследственного имущества». Это циничная ложь! В решении Хамовнического суда г.Москвы от 24.11.2011 г сказано: «Установить факт принятия Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов» согласно Завещательного распоряжения Святослава Николаевича Рериха «Архив и наследство Рериха для Советского фонда Рерихов» в Москве от 19 марта 1990 г., наследственного имущества, указанного в приложениях № 1-6 к данному документу».

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 Убедительно просим Вас способствовать выполнению воли С.Н.Рериха, указанной в его завещании, прекратить беззаконные действия Министерства культуры в адрес общественного Центра-Музея им.Н.К.Рериха, сохранить один из лучших музеев Москвы, который ведет международную культурную деятельность, способствующую укреплению авторитета России.

 

С уважением,

Председатель Донецкого духовно-культурного центра Л.Д.Палей,

Сотрудники ДДКЦ «Орифламма».

 

Приложение 1.

Завещание С.Н.Рериха

Перевод завещания С.Н.Рериха.

Приложение 2. Дополнение к завещанию С.Н.Рериха

Приложение 3. Письмо министра культуры РФ В.Р.Мединского Президенту РФ В.В.Путину от 11.11.2013 г.

Опубликовано в книге Л.В.Шапошникова «Свет и тернии Космического пути планеты Земля» М.: МЦР, 2015. – 540С.

 

Донецкий духовно-культурный центр

«ОРИФЛАММА»

83004, г.Донецк, Киевский пр., 5-А/124

Тел.: +7-978-028-1795

E-mail: vesta-news@yandex.ru

www.roerich-dn.org

        ================================================================================

 

Директору Государственной Третьяковской Галереи

Трегуловой З.И.

15.02.2016 г.

 

Копия директору Государственного центрального
театрального музея им. А.А.Бахрушина Родионову Д.В.

                              Копия директору Государственного музея

А.С.Пушкина Богатыреву Е.А. 

Копия директору Всероссийского музея

декоративно-прикладного и народного искусства

Титовой Е.В. 

Копия директору Государственного музея

Л.Н.Толстого Архангелову С.А.

 

 

Уважаемая Зельфира Исмаиловна!

 Обращаемся к Вам в связи с глубокой тревогой за судьбу общественного Центра-Музея им. Н.К.Рериха. В интервью Т.Мкртычева, зам. директора по научной работе ГМВ, Российской газете от 27.01.16 г., было заявлено, что в феврале на коллегии Министерства культуры будет обсуждаться концепция Государственного музея Рерихов. Сразу возникает вопрос: из каких фондов планируется его формирование?

Широкой общественности известен факт, что в 1990 г. Святослав Николаевич Рерих, младший сын Н.К. и Е.И.Рерихов, передал в Россию наследие семьи с условием создания общественного Центра-Музея Н.К.Рериха. (Завещание С.Н.Рериха от 19.03.1990 г. www.icr.su/sbt1/sbt1gl2_7_3.htm и Дополнение к нему от 22.10.1992 г. www.icr.su/rus/protection/heritage/danger/dop/index.php ) Концепцию будущего музея он четко обозначил в письме «Медлить нельзя!», опубликованном в газете «Советская культура» от 29.07.1989 г. http://lib.icr.su/node/11 : «Резонно возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства существовать. … Подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока, повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. … Наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации». Понимая значимость наследия Рерихов для страны, руководство СССР приняло два главных условия С.Н.Рериха: музей должен иметь общественный статус, и размещаться в усадьбе Лопухиных, которую он лично выбрал под музей. Гарантии государства были закреплены в Постановлении Совета Министров СССР № 950 от 4 ноября 1989 г. http://lib.icr.su/node/13

За 26 лет работы общественный Центр-Музей Н.К.Рериха смог осуществить эту концепцию. Убедительное тому доказательство – это широкая международная культурно-просветительская деятельность - более 500 передвижных выставок подлинных картин. Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», (при поддержке ЮНЕСКО, МИД РФ и Россотрудничества) состоялся в 15 странах мира и более чем в 100 городах России. Издано более 250 книг, освещающих творчество Рерихов, журнал «Культура и время». Ежегодно проводятся Международные научно-общественные конференции, лекции, концерты, осуществляется сотрудничество с 21 международной организацией, 24 общественными организациями, 31 научной организацией, более 80 рериховскими обществами, около 300 учреждениями культуры.

Общественные организации России, ближнего и дальнего зарубежья участвовали в реставрации памятника архитектуры XVII века «Усадьба Лопухиных», где сейчас размещается общественный Центр-Музей Рериха, и оказывали материальную поддержку его культурной деятельности. А это сотни миллионов народных средств и меценатской помощи! В связи с этим фактом попытка создания Государственного музея Рериха на месте уже успешно работающего общественного Центра-Музея Рериха будет являться прямым нарушением воли С.Н.Рериха, а также нарушением прав десятков общественных организаций и тысяч граждан России. (Открытое письмо деятелей культуры, науки и общественных деятелей в защиту общественного музея имени Н.К.Рериха Президенту РФ Путину («Новые известия» от 10 апреля 2014 г.)www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=3038 , подписанное более чем 100 тыс. граждан, Открытое письмо попечителей Музея им. Н.К.Рериха МЦР и представителей общественности руководству Российской Федерации www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/Popechitely.php ).

В наше сложное время, когда выделяется мало средств на культуру, почему же не содействовать общественным формам культуры, таким, как Центр-Музей Рериха? Неужели воля покойного, которая на Руси всегда считалась священной, может быть перечеркнута произволом чиновников?

Надеемся, что при обсуждении предполагаемого Государственного музея Рериха на коллегии Министерства культуры не будет нарушена воля С.Н.Рериха и общественный Центр-Музей Рериха будет сохранен и продолжит дальнейшую культурную деятельность.

 

С уважением,

Палей Л.Д., председатель Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма»,

Прохоров А.Ю., зам. председателя Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма»,

кандидат физ.-мат. наук, старший научный сотрудник Донецкого физико-технического института им. А.А.Галкина.

Сотрудники ДДКЦ «Орифламма».

Обращение Международного Центра Рерихов по случаю рассмотрения 16 февраля 2016 г. на Коллегии Министерства культуры РФ вопроса о создании в усадьбе Лопухиных государственного музея Рериха.



Как нам стало известно, 16 февраля 2016 г. состоится заседание Коллегии Министерства культуры РФ по вопросу создания в московской усадьбе Лопухиных государственного музея Рериха, в зданиях, где создан и 26 лет успешно работает общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов.

В сопроводительной справке, подготовленной Государственным музеем Востока к заседанию, до неузнаваемости искажены реальные исторические факты о создании в усадьбе Музея имени Н.К.Рериха и деятельности самого МЦР. Цель этой фальсификации — убедить членов Коллегии одобрить действия руководства Министерства культуры по созданию государственного музея Рериха. Сами того не ведая, члены Коллегии могут стать соучастниками разрушения общественного музея, основателем которого был Святослав Николаевич Рерих.


http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4427

«Цель оправдывает средства»

(ответ на интервью Т.Мкртычева «РГ»)

Интервью «Российской газете» от 26.01.16 г.1  зам. директора по научной работе Государственного музея Востока Тиграна Мкртычева  подтвердило известные слова Й.Геббельса: «Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят». На вопрос журналистки Жанны Васильевой о праве собственности на работы Рерихов, что были переданы на временное хранение в ГМВ, без тени смущения было сказано следующее: «Дело в том, что Святослав Рерих организовывал выставку, которая ездила по городам СССР в 1980-е годы. Когда Святослав Николаевич умер, выставка осталась бесхозной. Поэтому было принято решение принять эти 282 работы (они находились у нас в музее достаточно долго) на постоянное хранение».

Обратимся к фактам.  С.Н.Рерих беспокоился о судьбе этой коллекции и обращался с письмом к Б.Н.Ельцину (письмо от 20.04.1992 г.): «В 1990 году я, вместе с остальным наследием, передал Центру (МЦР) большую выставку картин моего отца и моих собственных (286 полотен), которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов»2.

Далее Т.Мкртычев видит «проблему в том, что люди, которые представляют МЦР, считают себя единственными законными наследниками всего наследия Рерихов». Господин Мкртычев, проблема в данном вопросе существует только для вас, поскольку Международный Центр Рерихов не «считает себя», а является, согласно завещательному распоряжению С.Н.Рериха от 19.03.90 г., законным владельцем той коллекции, которая до сих пор незаконно находится в ГМВ. Тем более что в Дополнении к завещательному распоряжению (от 22.10.1992 г.) указано: «Я, доктор Святослав Рерих, … подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского Фонда Рерихов»3.

Виртуальная выставка «Николай Рерих. Держава  Света» в Брюсселе, куратором которой является Т.Мкртычев4, наглядно продемонстрировала уровень понимания творчества и философии семьи Рерихов. Нарезанные на части картины Рериха, мелькающие, как в мультфильме, иначе, как надругательством над творчеством великого художника, не назовешь. Ну а как могло быть иначе, если «за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР», он «не следит и относится достаточно скептически»? Значит, вне поля его зрения оказалась большая часть архивных материалов, изданных МЦР, и целый ряд исследовательских работ по изучению творчества семьи Рерихов.

Л.В.Шапошникова – всемирно известный ученый-востоковед, писатель, философ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Международной премии им. Дж. Неру, академик РАЕН и РАКЦ, – одна из родоначальников научной школы рериховедения. Ее исследования и подвижническая деятельность по сохранению наследия Рерихов, получили широкое международное признание: премия Всееропейской федерации по культурному наследию «Европа Ностра», диплом ЮНЕСКО, юбилейная медаль «Академик Яншин». Указом Президента РФ В.В.Путина она была награждена орденом «за заслуги перед Отечеством» 4 степени. 36 монографий и более 400 статей, посвященных истории и культуре народов Индии, жизни и творчеству семьи Рерихов, переведены на многие иностранные языки мира. И только для Т. Мкртычева она «была специалистом по рабочему движению в Индии и не занималась изучением творчества Н.К.Рериха как искусствовед» (?!). Комментарии излишни!

Концепцию столь желаемого чиновниками Государственного Музея Рерихов Мкртычев определил так: «… это максимальная открытость, академическая фундаментальность исследовательской работы, новый подход к представлению наследия Рерихов самому широкому кругу зрителей, популяризация наследия Рерихов. Плюс сотрудничество со всеми рериховскими организациями в разных городах и странах». Так ведь это уже 25 лет осуществляет Международный Центр Рерихов! Академическая фундаментальность исследовательской работы – более 250 книг из архива Рерихов, журнал «Культура и время». Популяризация наследия Рерихов – ежегодные международные научно-общественные конференции, проводимые МЦР, фильмы, лекции, концерты. Представление наследия Рерихов широкому кругу зрителей – более 500 передвижных выставок подлинных картин в России и за рубежом, Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», состоявшийся в 13 странах мира и более чем в 100 городах России. Сотрудничество с 21 международной организацией, 24 общественными организациями, 31 научной организацией, более чем с 80 рериховскими обществами, около 300 учреждениями культуры, в т.числе с крупнейшими музеями РФ: Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Государственным Центральным театральным музеем им. А.А.Бахрушина, Государственным мемориальным музеем А.Н.Скрябина. (http://www.icr.su/rus/cooperation/international/ )

 

Если подвести итоги, то все рассуждения г-на Мкртычева оправдывают разрушение общественного музея им. Н.К.Рериха и попытку захвата всего наследия Рерихов чиновниками Министерства культуры и ГМВ.

Воля Е.И.Рерих нарушена  изданием «Листов дневников Е.И.Рерих» Государственным музеем Востока, воля С.Н.Рериха о работе общественного Центра-Музея семьи Рерихов – игнорируется, пародия на популяризацию картин Н.К.Рериха в виде виртуальной выставки – вот тот уровень рериховедения, который будет развиваться Государственным музеем Рериха в случае его создания.

В тридцатые годы прошлого столетия при молчаливом равнодушии общественности Америки общественный  музей Рериха был разрушен. История повторяется, и дело чести каждого, кому дорого наследие Рерихов, не допустить разрушения общественного музея Н.К.Рериха!

 

 Лилиана Палей, Андрей Прохоров,

 Донецкий духовно-культурный центр «Орифламма»

 

  

 

1. См. ссылку http://www.rg.ru/2016/01/27/rerih.html

2. В. Шапошникова //  Свет и тернии Космического пути планеты Земля. М.: МЦР, 2015, С.583.

3.  Там же. С.585.

4.  См. ссылку  https://www.youtube.com/watch?v=7aHP-3c--iw


Хроника разрушительных действий Министерства культуры против общественного Музея имени Н.К. Рериха

Общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, созданный по инициативе Святослава Николаевича Рериха и предназначенный им для сохранения творческого наследия семьи Рерихов, вот уже 26 лет успешно осуществляет многоплановую деятельность, привлекая в свои залы всё больше посетителей из России и других стран. Ныне это известный во всем мире научный и культурный центр, член Ассоциации неправительственных организаций при ООН, ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов, коллективный член Международного совета музеев, член Всеевропейской федерации по культурному наследию «Европа Ностра».

Несмотря на очевидные успехи Международного Центра Рерихов (МЦР, ранее – Советский Фонд Рерихов) в сохранении и изучении творческого наследия Рерихов, Министерство культуры на протяжении 26 лет препятствует его работе. Все эти годы государственные чиновники не хотят признать право общественной организации распоряжаться наследием, переданным ей Святославом Николаевичем Рерихом. Дважды суд устанавливал законность получения МЦР наследственного имущества на основании завещания С.Н. Рериха, и дважды Министерство культуры оспаривало вступившие в силу судебные решения.


Подробнее:
http://www.save-roerich-museum.ru/minkult-protiv-muzeya-reriha/


 Защита имени и наследия Рерихов  3 года и 3 месяца назад
С подачи Министерства культуры РФ здания усадьбы Лопухиных, находящиеся в безвозмездном пользовании Международного центра Рерихов, переданы Росимуществом в оперативное управление Государственному музею Востока (ГМВ). Минкультуры давно планирует создать в усадьбе Лопухиных государственный музей вместо существующего там более четверти века общественного Музея им. Н.К. Рериха.
....

http://www.trud.ru/article/15-12-2015/1332237_po_sledam_skandala.html

 Защита имени и наследия Рерихов  3 года и 3 месяца назад

Дорогие друзья!

Инициативной группой друзей Музея имени Н.К. Рериха создан новый сайт, с которым мы хотим вас познакомить:

 

Сохраним Музей Рериха   

http://save-roerich-museu m.ru


На этом сайте собраны материалы в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха, а также публикации, показывающие его широкое международное признание.

Драматические события, которые в последнее время происходят вокруг Международного Центра Рерихов (МЦР) и его общественного Музея, сопровождаются явной поляризацией сил. Многие представители Рериховского движения остались верны воле Святослава Николаевича Рериха и отстаивают общественный статус основанного им Музея имени Н.К. Рериха. Вместе с тем образовалась некая группа оппонентов МЦР, которая под внешне благовидными предлогами пытается поддержать передачу Музея и наследия Рерихов под эгиду Министерства культуры.

Формируется своеобразная псевдообщественность, которая пытается выступать от имени Рериховского движения. Этот процесс сопровождается интенсивными информационными атаками. Нешуточная кампания черного пиара против МЦР и его руководства разворачивается в Интернете.

В этих сложных условиях особенно важно донести до людей истинное положение дел. Приглашаем вас присоединиться к новому интернет-проекту в защиту МЦР и его общественного Музея.

 Защита имени и наследия Рерихов  3 года и 3 месяца назад
Продолжается сбор подписей под петицией «Исполните волю С.Н. Рериха – сохраните общественный Музей имени Н.К. Рериха!».



Ссылка на петицию: https://goo.gl/yRytSX
 Защита имени и наследия Рерихов  3 года и 3 месяца назад

Юлий Воронцов: «Ситуация с наследием Рерихов возмутительна»


Правовые институты России покрывают произвол чиновников, считает известный дипломат и общественный деятель

 

Поводом к интервью с известным дипломатом послужили не острые внешнеполитические проблемы. Уже несколько лет Юлий Михайлович Воронцов возглавляет Международный центр Рерихов – неправительственную организацию при ООН. Основой МЦР является уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха, который был создан Святославом Николаевичем Рерихом и разместился в центре Москвы, в Малом Знаменском переулке. В последнее время упорно ползут слухи, что на уникальный музей положило глаз Министерство культуры, которое намерено национализировать эту культурную жемчужину Москвы. СМИ пишут о разбазаривании и пропаже большого количества картин из наследия Рерихов. Развеять или подтвердить эти слухи мы и попросили президента МЦР Юлия Михайловича Воронцова. Из досье «НГ» Юлий Михайлович Воронцов родился 7 октября 1929 года в Ленинграде. В настоящее время – спецпредставитель Генерального секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ. В 1991–1992 гг. – постоянный представитель РФ при ООН, в 1998–2000 гг. – советник президента РФ по вопросам внешней политики. В разные годы работал Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР и РФ в Индии, Франции, США. Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак почета», а также орденами РФ «За заслуги перед Отечеством» и орденом «Почета».


Юлий Михайлович, конфликт между вашим музеем и Министерством культуры России за право наследия длится уже не один год.

 

– Если точно – 14 лет. С 1990 года, когда Святослав Николаевич передал принадлежавшую ему часть семейного наследия Советскому фонду Рерихов.

– Трудно припомнить в правовой практике такой затяжной правовой спор.

– К классическому правовому спору, в котором две стороны предъявляют аргументы в защиту своих позиций, этот конфликт не имеет никакого отношения.

– Если к правовому спору не имеет отношения, то к чему имеет?

– Все эти годы мы имеем дело с чиновничьим произволом, циничным растаптыванием воли великого человека.

– Из-за чего разгорелся сыр-бор?

– Я стоял, можно сказать, у истоков этой драмы. Работая послом СССР в Индии, был хорошо знаком со Святославом Николаевичем. Он часто приезжал к нам в посольство из своего имения в Бангалоре. Мы подолгу вели философские и политические беседы. О своем желании оставить принадлежащее ему художественное наследие в Советском Союзе он мне говорил не раз. Говорил он и о 288 картинах, которые передал в 1974 году Министерству культуры СССР для проведения передвижных выставок по стране. Подошел оговоренный договором срок возврата картин. Я Святославу Николаевичу говорю, что надо оформлять документы на возврат. Он слегка прищурился и задает вопрос: «А сколько городов выставка объездила?» Не помню, какую точно цифру ему назвал. Он спрашивает: «Только и всего? Больше в России городов нет?» Я говорю: «Есть еще немного». Оформили мы тогда продление еще на несколько лет. Затем и этот срок подошел к концу. Но тут подоспели в стране известные события, названные перестройкой. У Святослава Николаевича вызрело окончательное решение оставить в стране картины. Он считал, что таким образом внесет свой культурный вклад в обновление страны.

– Тогда еще никакого конфликта не было?

– Не было. Напряжение возникло только после того, как Святослав Николаевич предложил создать в Москве Центр-музей имени Н.К. Рериха, чтобы собрать в нем не только картины – свои и отца, но и остальное наследие своих родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны. В том числе и те 288 картин, которые он передал на попечение Министерству культуры. Тогда, в 1990 году, они уже находились на временном хранении в Государственном музее Востока. Раньше он назывался Государственный музей искусств народов Востока. Святослав Николаевич вел речь именно об общественном музее. Не государственном. И получил в этом поддержку у советского руководства. Он встречался с президентом СССР Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Правительство СССР приняло специальное постановление «О Советском фонде Рерихов и Центре-музее имени Н.К. Рериха». Причем общественный Центр-музей создавался как основная база СФР. Правительство Москвы на основании этого постановления выделило под фонд и музей здания в центре Москвы – усадьбу Лопухиных. Тогда об этом культурном событии много писали. Это был 1989 год. А в 1990 году Святослав Николаевич передал в СФР наследие. Создание Советского фонда Рерихов и Центра-музея имени Н.К. Рериха воспринималось как зримое проявление позитивных перемен в культурной жизни страны.

– А дальше?

– А дальше случилось мрачное. СССР развалился, и новые российские чиновники посчитали, что наследие должно принадлежать государству. Никакому не общественному музею.

– Кто эти государственные чиновники?

– Руководители тогдашних министерств культуры и юстиции, Государственного музея Востока, чиновники администрации президента, аппарата правительства. Смерть Святослава Николаевича в 1993 году для них стала призывным кличем, как звук рожка для охотничьих собак. Они сплоченной командой бросились на наследие, которое Святослав Николаевич передал в СФР.

– Каким образом они это сделали?

– Самым безобразным. Сначала потребовали признать, что Международный центр Рерихов не является правопреемником Советского фонда Рерихов. Тут я должен пояснить. В 1991 году в связи с распадом СССР Святослав Николаевич предложил переименовать Советский фонд Рерихов в Международный центр Рерихов. Это было сделано на конференции СФР в сентябре 1991 года. Пока был жив Святослав Николаевич, чиновники не посмели лишить МЦР правопреемства по отношению к СФР. Зато буквально на следующий день после известия о кончине Рериха заместитель министра юстиции Черемных издает распоряжение, в котором требует отменить пункт нашего устава, в котором говорится о об этом правопреемстве.

– Что же не устроило заместителя министра?

– Когда задача поставлена, зацепку для бюрократа найти – нетрудное дело. Для этого и исполнитель нашелся, который в своем обращении в Минюст оспорил права МЦР на наследие. Обращение и послужило для Министерства юстиции поводом для раскрутки акции «о неправопремственности». Минкульт тут же подсуетился и, не имея никакого документа, подтверждающего право собственности, перевел картины, находившиеся в Государственном музее Востока, с временного хранения на постоянное – при этом сослался на то самое распоряжение Черемных. Ясно, что для этой цели и было составлено распоряжение замминистра юстиции. Но оно не может служить основанием для подобных незаконных действий. Таким образом, государство, не являясь собственником коллекции, присвоило себе картины. Но уважаемое Министерство юстиции и на этом не остановилось – в 2001 году другой заместитель министра Сидоренко подписал предупреждение, в котором потребовал от нас исключить из устава МЦР упоминание о том, что основой нашей организации является Музей имени Рериха. У меня нет никаких сомнений в целенаправленном стремлении двух министерств уничтожить наш музей. Других мотивов, чтобы готовить подобные документы, я не нахожу.

Но дело в том, что еще при жизни Святослав Николаевич, понимая, к чему дело клонится, подтвердил права Международного центра Рерихов, почетным председателем которого являлся, на переданное в СФР наследие. Причем заверил распоряжение у нотариуса в октябре 1992 года. А еще раньше, в апреле того же года, отправил президенту России Борису Николаевичу Ельцину письмо, в котором попросил помочь возвратить картины из Государственного музея Востока, где они на тот момент хранились, Международному центру Рерихов. Вот потому чиновники и изощрялись, чтобы не допустить исполнения воли Рериха.

– Президент отреагировал?

– Президент тогда на многое происходящее в стране не реагировал в силу известных причин. Зато чиновники после смерти Святослава Рериха почувствовали прилив сил и соответственно отреагировали. Директор Государственного музея Востока Набатчиков пишет письмо в правительство – предлагает передать его музею в бессрочное и безвозмездное пользование не только здание усадьбы Лопухиных, где разместился общественный музей, но и все наследие Рерихов. При этом просил принять решение о сосредоточении всех материалов и произведений Рерихов в одних руках. Ему уже мало незаконно присвоенных картин, он захотел отнять у нас все наследие.

– Правительство тоже не отреагировало?

– Наоборот. Тут же аппарат отдела культуры подготовил проект постановления. И председатель правительства Виктор Степанович Черномырдин, не задумываясь, подписал его. Правда, потом Высший арбитражный суд РФ и его коллегия отменили это постановление. Там уж было очевидное беззаконие. Но по жалобе Минкульта президиум Высшего арбитражного суда отменил справедливые решения своих судей, при этом не внес никаких дополнительных доказательств для такого решения. Таким образом, беззаконие было восстановлено. А поводом к изданию правительственного постановления стало присланное из Индии по факсу обращение к Борису Николаевичу Ельцину якобы от вдовы Святослава Рериха – Девики Рани, в котором она просила создать Государственный музей Рерихов на базе Государственного музея Востока. Письмо было сфальсифицировано бывшим секретарем Рерихов Мери Пунача, которая вместе с сообщниками после смерти Святослава Николаевича Рериха начала обворовывать его вдову Девику Рани и подделывать ее завещание. В итоге индийская полиция завела уголовное дело и сейчас Мери Пуначе уже предъявлено обвинение. А у нас чиновники сфальсифицированный факсовый документ приняли как руководство к действию.

– Но чтобы так упорно и изощренно бороться с волей великого человека, чиновникам нужно иметь сильную мотивацию. Вы ее видите?

– Безусловно. У меня есть две версии такого агрессивного нежелания исполнять волю завещателя. Первая связана с рецидивами советского сознания. Более 70 лет нас приучали, что все в стране принадлежит и должно принадлежать государству. Заводы, квартиры, леса, картины, недра. Эту психологию Швондеров ярко описал в «Собачьем сердце» Михаил Булгаков. Швондеры тогда активно использовались в работе по конфискации художественных ценностей у богатых людей. Многие современные чиновники несут в себе ту же психологию. Тот же господин Набатчиков – директор Государственного музея Востока – убежден, что только государственный музей может обеспечить полную сохранность картин.

– Возможно, он и прав...

– Возможно, он был бы и прав, если бы мы не столкнулись на примере коллекции Рерихов с прямо противоположным – с разбазариванием наследия.

– То есть?

– Нам известно, что названия более 40 картин из тех 288, которые Святослав Николаевич Рерих привез в СССР в 1974 году и оставил на попечение Министерства культуры, не соответствуют спискам, которые составил сам владелец картин и передал нам. Это несоответствие говорит о том, что этих картин уже нет. Нам никто не может и не хочет ответить – где они? И именно с этим нежеланием отвечать я связываю упорство, с каким нам отказываются отдавать картины. За пропажу картин придется отвечать перед законом. Потому и вцепились в коллекцию.

Ведь мы не раз предлагали Министерству культуры создать независимую комиссию – проверьте сохранность картин, не заменены ли подлинники дубликатами, не сгнили ли полотна. Мы обращались в Счетную палату, а затем и в Генпрокуратуру с просьбой проверить не только сохранность картин, но и правомочность их нахождения в Государственном музее Востока. Аудитор Счетной палаты Воронин вместо действий, о которых мы просили, вдруг по итогам проверки рекомендовал возвратиться к выполнению забытого правительственного постановления о создании государственного музея Рерихов как филиала Государственного музея Востока. То есть предложил опять исказить волю Святослава Рериха.

На днях получил из Генпрокуратуры еще один ответ. На этот раз от заместителя начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Зябкиной. Она отказывается признать, что Святослав Рерих в 1974 году привез в СССР именно 288 картин, а говорит о 282 картинах, которые якобы были привезены только в 1978 году.

В письме вновь констатируется только факт постановки картин на постоянный госучет в Государственный музей Востока, но ни слова не сказано о незаконности такой постановки. И в который раз Генпрокуратура ссылается на результаты Счетной палаты, которая якобы провела проверку соответствия картин первоначальным правоустанавливающим документам. Но как раз этого и не было сделано! Ведь основой проверок могут являться только документы владельца картин – Святослава Рериха. А эти документы он передал нам со своим завещанием. Но их-то Счетная палата и Генпрокуратура просто игнорируют. По каким же спискам они проверяли наличие картин? В самом Государственном музее Востока говорят о пропаже таких списков, а на списки самого Святослава Николаевича чиновники не желают обращать вообще никакого внимания. То есть признаются законными незаконные действия. Хорошенькая проверка!

Такое впечатление создается, что против завещания великого человека ополчилась вся российская чиновничья рать. Один из чиновников, как нам было передано, так и заявил: «Пока буду жив, картины не отдам». Бывший министр культуры Швыдкой недавно благосклонно предложил передать нам несколько картин для выставки, чтобы мы потом возвратили их обратно Музею Востока. Эта благосклонность напоминает мне поведение «щипачей», которые сначала выкрали у вас барсетку с документами и деньгами, а потом благородно перезванивают, мол, нашли ваши документы, готовы их за вознаграждение возвратить.

– Что же делать? Есть ли из этого заколдованного круга выход?

– Я с тем же вопросом обращался к помощникам президента России. Не буду называть их фамилии. Они понимают нашу правоту. Но говорят: «Мы сейчас проводим судебную реформу. Она изменит сознание судей. Тогда вам легче будет добиться правды».

– Ободрили.

– К сожалению, они сказали правду. Судьи у нас несут тот же менталитет: права государства – все, права личности – ничто.

Я на судебном процессе обращаюсь к судье: у нас есть письмо собственника наследия – Святослава Рериха к руководителю государства с просьбой помочь вернуть картины. Есть заверенное нотариусом завещание. А мне в ответ: «Эти документы не имеют отношения к делу». Но если такие документы не имеют отношения к делу, то что тогда вообще имеет отношение к делу? Звонок министра?

Приведу последний пример. Он уж совсем вопиющий. В конце прошлого года по жалобе министра культуры Швыдкого президиум Мосгорсуда отменил решение Хамовнического районного суда, который признал факт принятия МЦР наследственного имущества в соответствии с завещанием Святослава Николаевича Рериха. Хочу особо подчеркнуть: в надзорной жалобе министра отсутствовали законные основания для предъявления государством своих прав на наследие Рерихов. И в то же время министр четко сформулировал: государство является собственником картин. С чего вдруг? Однако президиум Мосгорсуда, несмотря на необоснованность жалобы, принимает ее к исполнению и своим решением удовлетворяет просьбу министра культуры – отменяет решение Хамовнического суда. Задаюсь после этого вопросом: право в России существует в виде законов или понятий?

Недавно вместе с известными деятелями культуры и науки я обратился с письмом к президенту России Владимиру Путину. Мы попросили главу государства отреагировать на ситуацию – увы, нам самим с каждым годом все труднее пробивать эту глухую каменную стену. Спустя некоторое время, не получив ответа, к Владимиру Владимировичу Путину лично обратился председатель попечительского совета МЦР, посол ООН, известный у нас и в мире общественный деятель, многократный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Ответа, к сожалению, опять не последовало. Допускаю, что до президента России письмо даже не дошло. Нам ничего не остается, как обратиться к международной общественности. Недавно провели в независимом пресс-центре пресс-конференцию для иностранных журналистов, посвященную этой проблеме. Мы ее так и назвали: «Россия: общество закона или понятий? Имеет ли в России юридическую силу завещание Святослава Николаевича Рериха?»

– Вы верите, что в конце концов добьетесь справедливости в родной стране?

– Если мы уступим бюрократическому произволу, значит, откроем дорогу диктатуре чиновников. Я недавно заглянул в Музей Востока. Висят в двух залах пара десятков картин. Спрашиваю: почему другие 240 держите взаперти. Отвечают: «Нет места». Но Святослав Николаевич страстно хотел, чтобы вся коллекция была представлена любителям живописи России. А ее от посетителей прячут в Музее Востока благодаря Министерству культуры. Государство ведет себя как собака на сене. Этого я понять и принять не могу.

Что касается преимуществ государственных музеев, о которых мы выше говорили. В США, например, есть и общественные, и государственные музеи. И они нормально взаимодействуют, сотрудничают. Возможно, потому, что там нет Министерства культуры. Зато государство там четко отслеживает исполнение законов, в том числе и права наследования. У нас же, если судить по беззаконию, творящемуся вокруг наследия Рерихов, все наоборот. Государство в лице чиновников министерств культуры и юстиции, Генпрокуратуры, Счетной палаты, судов откровенно обманывает граждан, выступает главным инструментом беззакония. Поэтому до сих пор завещание Святослава Николаевича Рериха в России не исполнено. Как гражданина, желающего блага Отечеству, как человека, который был близок Святославу Николаевичу Рериху, знал его волю, меня такое отношение к правам человека в родной стране не может не тревожить. Мы до сих пор не слезли с советского облучка. Если можно так нагло и легко растоптать волю великого человека, то что говорить об обыкновенном человеке.

Я вспоминаю яркие слова нашего президента, которые он произнес в феврале на совещании в Генеральной прокуратуре: «Закон выше полномочий и административного ресурса любого должностного лица, подчеркиваю, любого». Хочу верить, что эти слова станут в России не только словами. Я очень рассчитываю также на то, что новый премьер-министр и новый министр культуры разберутся в сложной ситуации и примут решения, направленные на выполнение завещания нашего великого соотечественника.


Василий Головин

Опубликовано в "Независимой газете", № 69, 6 апреля 2004 г.

 



http://www.ng.ru/ideas/2004-04-06/11_vorontsov.html

 Защита имени и наследия Рерихов  3 года и 4 месяца назад

Открытое обращение участников внеочередной конференции МОО «Международный Центр Рерихов» к Президенту РФ, Правительству РФ, руководству Федерального Собрания РФ, российской и международной общественности

7 октября 2015 года в общественном Музее имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов состоялась внеочередная конференция, участники которой единодушно высказались за необходимость сохранения уникального явления российской и мировой культуры – общественного Музея имени Н.К. Рериха, основанного Святославом Николаевичем Рерихом и созданного в соответствии с его концепцией Людмилой Васильевной Шапошниковой.

За свою 26-летнюю историю Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» (МЦР) доказала эффективность и необходимость деятельности в России общественных форм культуры. МЦР смог не только сохранить переданное ему С.Н. Рерихом наследие, но и приумножить его, а также развернуть на основе этого наследия широкую музейную, научную и культурно-просветительскую деятельность по всему миру. Международный Центр Рерихов и его общественный Музей прочно утвердился не только как крупнейший, но и как ведущий в мире культурный и научный центр по сохранению, изучению и популяризации наследия семьи Рерихов. Кроме того, он стал фокусом широкого международного общественного движения, направленного на сохранение мирового культурного наследия и утверждение идеи Николая Рериха о Мире через Культуру.


ссылка: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=4222



Яндекс.Метрика
Copyright © 2013-2018 Донецкий духовно-культурный центр «Орифламма»
Все права защищены.
Разработка и поддержка сайта - TechLife.pw