RSS
 Новости  9 месяцев и 2 недели назад

90 лет Институту Гималайских исследований «УРУСВАТИ»

 

 В 2018 году исполнилось 90 лет со дня основания Института Гималайских исследований «Урусвати», который был создан Рерихами в июле 1928 года в Дар­д­жи­линге, сразу после возвращения из грандиозной Центрально-Азиатской экс­пе­ди­ции (1924-1928), прошедшей через Индию, Китай, Россию, Монголию, Тибет. Соз­да­ние Института было таким же эволюционным действием по опре­де­лению ин­до­ло­га и рериховеда Людмилы Васильевны Шапошниковой, как и сама экспедиция. Как мы знаем в числе других эволюционных задач, поставленных перед Рерихами Великими Учителями, помимо Центрально-азиатской экспе­диции и основания Института «Урусвати» были и другие. Это передача знаний для очередного витка эволюции земного человечества через новое энерге­ти­чес­кое научно-философское Учение Живая Этика и создание международного дого­вора о защите культурных цен­ностей во время военных действий, получивший наз­вание «Пакт Рериха». Что бы лучше понять значительность этих действий, надо сказать, что Живая Этика по сроку действия будет охватывать ни много, ни мало ближайшее тысячелетие.

Одной из естественных предпосылок для создания Института Гималайских ис­с­ле­дований был тот огромный материал, который был собран во время Цен­т­рально-ази­атской экспедиции и требовал глубокого научного осмысления. Ра­бо­та же самого Ин­ститута должна была явить новые формы организации на­учной деятельности, ба­зирующихся на нравственно-духовных принципах, от которых наука с тех самых пор, как в Европе запылали костры инквизиции, часто стала отходить.

Мы же сегодня будем говорить, какой наука виделась Рерихам и обратимся к тем вдохновенным строкам Николая Константиновича, в которых он плани­ро­вал стро­ительство Института и его научную деятельность: «Урусвати, место ис­сле­до­ва­ний, место науки, должно быть построено в Гималаях, в границах древ­ней Арь­явар­ты. Снова человеческий дух (заметьте, человеческий дух, а не толь­ко человеческий ра­зум!!!), очищенный непрерывными токами Гималаев, будет ис­кать в неустанном тру­де. Целебные травы, медицинские исследования, чудес­ные магнитные и элек­три­чес­кие токи, неповторимые условия высот, неповто­римое свечение планетарных тел с астрохимическими лучами, радиоактивность – и все несказанные сокровища, которые сохранены только в Гималаях…

Урусвати – значит Утренняя Звезда. Разве не утро, славное для нового труда и дос­тижений, - вечное исцеление, вечный поиск, вечное достижение? В этих местах, где была выкристаллизирована великая мудрость Риг-Вед, где прошли сами Ма­хат­мы, здесь, в пещерах  и на вершинах, аккумулировалась сила чело­ве­чес­кой мысли!

Не принимайте это за идеалистические мечтания. Принимайте это в полной реальности. Как реально, как великолепно сияют вершины Гималаев! Воистину, только здесь, только в Гималаях существуют уникальные, беспримерные, спо­кой­ные условия для целебных результатов. Условия научных исследований, не тро­­нутые стремительным натиском современных городов, существуют только здесь, где даже планетарные лучи кажутся чище и более проникающими.

Когда вы видите минеральные краски гор, когда исследуете огромные гей­зеры, полные различных минеральных солей, когда вы видите все типы горячих источников, вы понимаете характер изобилия этой части мира, которая ещё не тронута и являлась свидетельницей многих космических катаклизмов. Это и есть такое место. Это уникальное место для многих научных исследований. Здесь вы чувствуете праздник знаний и красоты»1.

Также Николай Константинович отмечал: «Место Института в древней до­лине Кулу, или Кулуте, тоже было удачно. В этих местах жили риши и мудрецы Ин­дии. Многие легендарные и исторические события связаны с этими на­горь­ями. Тут проходил Будда и в своё время процветали десятки буддийских монас­тырей. Здесь находятся развалины дворцов Пандавов, пещера Арджуны, - здесь собирал «Ма­хабхарату» риши Виаса. Здесь и Виасакунд – место исполнения желаний»2.

Почётным Президентом-Основателем Института стала Елена Ивановна Рерих, вдох­новительница многих грандиозных проектов, осуществлённых её мужем и сы­новь­­ями. В её честь Институт и получил название «Урусвати» - в пе­ре­воде с санс­к­ри­­­та «Свет Утренней Звезды», так называли Елену Ивановну её муд­рые духо­вные нас­­тавники. Николай Константинович Рерих стал Прези­ден­том-Основателем и Пред­­седателем правления. Директором был назначен 26-лет­ний Юрий Николаевич Ре­рих, который к тому времени получил всемирное приз­на­ние как учёный, ис­сле­до­ва­тель Центральной Азии, её культуры, археоло­гического наследия, языков (он знал бо­лее 30 европейских и восточных языков и диалектов). Руководителем отдела Ес­тес­­т­венных наук Института стал художник и учёный Святослав Николаевич Рерих. Под его руководством в окрестностях Кулу были разбиты плантации с лекар­ст­вен­ны­ми растениями для исследования и практического применения тибетской и ин­дий­­ской фармакопеи. Святослав Ни­ко­лаевич занимался составлением ле­кар­ст­вен­ных препаратов и эмульсий, ис­следовал мускус, лекарственные свойства лития и ми­­не­ралов. Его многогранная деятельность в этом направлении могла бы стать те­мой отдельной встречи, ведь мы знаем Святослава Николаевича больше как худож­ни­ка. Думаю, к этой стороне его деятельности мы ещё вернёмся в наших будущих встречах.

 То, что осуществлялось Институтом в тридцатые годы, по замыслу Рерихов и их Учителей, было лишь началом долгого пути. Елена Ивановна так писала аме­­ри­кан­ским сотрудникам о перспективах Института «Урусвати», который она на­зывала на­­уч­ной станцией, которая со временем должна была развиться в много­фун­к­ци­о­наль­ный научный комплекс: «Станция должна развиться в Город Знания. Мы же­ла­ем в этом Городе дать синтез достижений, потому все области науки должны быть в последствии представлены в нём. И так как Знание имеет своим источником весь Кос­мос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем на­ци­ональностям, и как Космос неделим в своих функциях, так и учёные мира должны быть неделимы в своих достижениях, то есть объединены в теснейшем сот­руд­ни­чес­тве. Место станции выбрано совер­шен­но сознательно и обдуманно, ибо Гималаи пред­ставляют неисчислимые воз­мож­ности во всех отношениях и внимание всего на­уч­ного мира сейчас обращено именно на эти высоты. Изучение новых космических лу­чей, дающих челове­чес­тву новые ценнейшие энергии, возможно только на высо­тах, ибо всё самое тон­кое и самое ценное и мощное лежит в более чистых слоях атмосферы. Не являя­ются ли горы величайшими  магнитными станциями? Не сле­дует ли исследовать магнетизм и электричество? <...> Также разве не заслуживают вни­мания все метеорические осадки, осаждающиеся на снежных вершинах и не­со­мые в долины горными потоками. Для астрономических наблюдений условия здесь со­вершенно исключительны <…> Геологически Гималаи также интересны, ибо сто­ят свидетелями многих веков и пещеры их хранят не одну тайну для архе­о­ло­гов, зо­о­логов и антропологов. Количество горячих и других неисследованных источ­ников ве­лико, так же как и горных озёр с различными свойствами, согласно указаниям мес­т­ных жителей. Переходя к ботанике, зоологии и орнитологии, Вы уже знаете из ре­портов ботаников и зоологов, насколько они довольны резуль­та­тами своих работ; все редчайшие лечебные травы сосредоточены на этих горах, и сколько новых, не­из­вес­тных видов удалось найти за короткое время. В смысле археологии, конечно, эта до­лина – одна из наиболее богатых, ведь культура Индии была сосредоточена на Се­ве­ре. Имеются следы большой буддийской куль­­туры. Очень примечательно здесь ко­личество языков среди горных племён, часто две рядом живущие деревни аб­со­лют­но не понимают друг друга. Также здесь наблюдаются необычные огненные про­явления, свидетелями которых яв­ля­ются многие местные обитатели, и мы сами не раз видели их…»3  

Задачи, поставленные перед новым научно-исследовательским учреж­де­ни­ем, были поистине грандиозны, а то, что «Урусвати» находился в тогда ещё ко­ло­­ни­аль­ной Индии, усложняло их решение. Первыми практическими шагами по укреп­лению положения института «Урусвати» была поездка в западные страны. В июне 1929 года Николай Константинович и Юрий Николаевич посетили Нью-Йорк. Для дальнейшего развития научной работы в Индии Рериху американская под­держка была необходима, она придавала институту «Урусвати» респекта­бель­ность в глазах английских властей и способствовала созданию его мате­ри­аль­но-технической базы. Рерих довольно скоро наладил деловые связи с науч­ны­ми учреждениями Америки и Европы.

Надо сказать, что имя Рериха и поставленные перед Институтом задачи при­вле­­кали многих видных учёных того времени как Запада, так и Востока. «С одним из на­и­более известных индийских исследователей – биологом Джагадисом Чан­дра Босом сотрудничество завязалось ещё в 1923 году, когда Рерихи навестили его институт в Калькутте. С институтом «Урусвати» сотрудничали лучшие де­я­те­ли науки Востока – поэт и мыслитель Рабинтранат Тагор, профессор Дарджи­лин­ского университета лама Лобзанг Мингиюр Дордже, махапандит Рахула Сан­критиаяна, лама Чомпел Дорд­же, ботаник Султан Ахмед, профессор Кашьяп, лама Лобзанг Цондю, лама Дава Тензинг, член Нанкинской академии ботаник док­тор Кенг, японский учёный Ицузо Такеучи. В числе светил американской и ев­ро­пейской науки, принявших учас­тие в судьбе Института «Урусвати», были лауреаты Нобелевской премии фи­зи­ки А.Энштейн, Р.Милликан, Л.Бройль, путе­шественник Свен Гедин, президент Ар­хе­ологического института в Америке Р.Магоффин, профессор института Пастера би­олог С.И. Метальников и медик доктор К.К. Лозина-Лозинский (Париж), про­фес­сор Гарвардского университета Чарльз Ланман и многие другие. Было налажено со­т­рудничество с известным русским биологом Н.И. Вавиловым, которое прервалось после его ареста»4.

Институт «Урусвати» обменивался публикациями с 285 институтами, уни­вер­ситетами, музеями, библиотеками, научными обществами по всему миру. Ежегодник «Журнал Института Гималайских исследований «Урусвати» публи­ковал наиболее интересные статьи сотрудников Института, затрагивающие до­вольно широкий спектр дисциплин. В нём публиковались материалы практи­чески по каждому институтскому отделу – археологии, этнографии, ботанике, а также отчёты экспедиций, организованных Институтом, и ежегодные годовые от­чёты «Урусвати». Статьи Ю.Н. Рериха занимали значительное место в Жур­нале «Урусвати». Им были опубликованы такие значительные и зрелые работы как «Проблемы тибетской археологии», «К изучению Калачакры», Тибетский ди­алект Лахула» и т.д. Отдельными изданиями вышли такие работы Юрия Ни­ко­ла­евича, как «Звериный стиль кочевников Северного Тибета», «По тропам Сре­дин­ной Азии», в основу которой легли его дневники, сделанные им в Цен­траль­но-Азиатской экспедиции. «Сам директор Института вёл активную научную дея­тельность. Он первый произвёл ряд археологических раскопок в Кулу и при­легающих областях индийских Гималаев. В Лахуле он обнаружил три типа пог­ребений, по преданию, принадлежащих пришельцам с севера… В Кулу, Лахуле, Спити Ю.Н. Рерих собрал ценнейшую этнографическую коллекцию и провёл лин­г­вистическое обследование Лахуля. В старинных буддийских монастырях ему удалось собрать уникальную коллекцию тибетских рукописей и книг. Юрий Ни­колаевич вёл работу над серией «Тибетика», посвящённой древностям Тибета. Вмес­те с этим он упорно трудился над созданием тибетско-санскритско-русско-ан­глийского словаря». Этот словарь был издан в Советском Союзе после его смерти5.

В течении двух лет институтом «Урусвати» было проведено пять экспе­ди­ций непосредственно в долине Кулу и экспедиции в Лахуль, Бешар, Кангру, Ла­хор, Ладак и Занскар, систематизированы находки Центрально-Азиатской экспе­ди­ции, по­добрана научная библиотека, богатая оригинальными древними манус­крип­тами. В музее института появились ценные ботанические, орнито­ло­ги­чес­кие, зоологи­чес­кие коллекции, возведено здание биохимической лаборатории. При Институте «Урус­вати» были открыты: археологический отдел, отделы ес­тес­твенных наук и ме­ди­цины, научная библиотека, музей для хранения экспе­ди­ци­онных находок. При ар­хе­ологическом отделе существовали секции общей ис­то­рии, истории культуры на­родов Азии, истории древнего искусства, линг­вис­тики и филологии. Отдел ес­тес­т­вен­ных наук занимался ботаникой и зоологией, метеорологическими и астро­но­ми­ческими наблюдениями, изучением косми­чес­ких лучей в высокогорных условиях. В медицинском отделе наряду с изучением древнетибетской медицины и фармакопеи бы­ла организована биохимическая лаборатория, в которой исследовались сов­ремен­ные средства борьбы с раком. Отдел Института «Урусвати», работавший в Нью-Йорке, вёл активную пере­пис­ку в области изучения раковых заболеваний. Соз­да­те­ли Института предполагали, что изучение тибетских медицинских трактатов и ле­кар­ственных средств в буду­щем поможет преодолеть эту «чуму XX века». В Наг­гаре  проводились работы по изучению лекарственных растительных, минеральных и животных пре­па­Ра­тов, которые можно характеризовать как жизнедатели, охра­нители, очистители, восстановители»6.  

Интересно упомянуть об исследованиях тонко-энергетических возмож­нос­тей человека, которые некоторые оппоненты называли мистическими, и как мо­ло­дой учёный Юрий Николаевич Рерих отстаивал свою позицию. В одном из сво­их писем он пишет: « Я не могу понять налёт мистицизма в отношении на­шего Института. Институт Гималайских исследований – это учреждение, зани­мающееся исклю­чи­тель­но научными исследованиями, и его программа была обоз­начена мной в Го­довом отчёте за 1929-30 гг., опубликованном в первом томе нашего журнала. Д-р Ло­зина-Лозинский, сотрудник Института, проводил иссле­дования современной прак­тики индийских йогов с психологической и патоло­гической точек зрения, но эта тема уже изучалась рядом хорошо известных учё­ных и едва ли может класс­си­фи­цироваться как «мистицизм»7.

Тема изучения тонко-энергетического потенциала че­ловека активно обсуждается и Н.К. Рери­хом в переписке с известным биологом про­фессором С.И.Метальниковым и уде­ляет особое внимание значению сердца. «На Вос­токе Вам скажут: «Иммунитет заключается в сердце». Восток говорит: «Сердце есть величайший аккумулятор и трансмутатор всех космических энергий». Восток говорит, что энергии и эма­на­ции огненно очищенного сердца создают ту атмосферу, при которой сочетаются иначе не соединимые элементы. Все величайшие открытия и применения Кос­ми­ческих лучей-энергий возможны при утончении сердца. Каждый восточник, говоря о мысли, положит руку себе на сердце, а не на мозг, как это делалось на Западе. На Востоке Мысль является самой потенциальной, самой мощной сози­дательной энергией»8.

Конечно, мы не можем не упомянуть самую масштабную экспедицию Ин­сти­­тута «Урусвати», известную нам больше как Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха 1934-35 гг. Эта экспедиция была предпринята по инициативе Депар­та­мента земледелия США. Американское сельское хозяйство из-за хищни­чес­ко­го использования земельных и лесных угодий несло большой урон от эрозии почв. Полное обеззеленение в некоторых районах страны влекло за собой рас­прос­транение пустынь. Департамент земледелия, обеспокоенный угрожающим ха­ра­ктером этих явлений, предложил Н.К.Рериху как Президенту-Основателю Ин­ститута и Председателю его правления организовать изучение и отбор засу­хоустойчивой барханной растительности, которую можно было бы использовать на сожженных солнцем полях западных районов США.

В апреле 1934 года Николай Константинович договорился в Нью-Йорке об условиях финансирования и оснащения экспедиции, а в мае уже направился в Маньчжурию, где экспедиция приступила к работе в районах степной Варги и западного нагорья Хинганского хребта.

В 1935 году экспедиция была переброшена в Северный Китай и исследовала предгорья Хингана и окраины пустыни Гоби. Всего Рерихом было послано в США около двух тысяч посылок различных травяных семян, разнообразных ви­дов засухоустойчивых трав и кустов. В Америке они испытывались и размно­жались на специальных плантациях, откуда и поступали в оголённые равнины западных штатов. В своём очерке «Пусть процветут все пустыни» Николай Кон­стан­тинович писал: «Нужно уметь беречь не только рукотворные ценности че­ло­ве­чества (вспомним Пакт Рериха), но и простирать ту же заботливость и ко всем истинным источникам жизни. Потому оживление пустынь, как в своём букваль­ном значении, так и в переносном, духовном понимании, является благородною задачей человечества. Да процветут все пустыни!» Надо понимать, что в пере­нос­ном смысле, в духовном понимании под оживлением пустынь подра­зу­ме­валась оживление духовной жизни человечества в целом, ибо без духовности, как бы не была насыщена человеческая жизнь самой различной деятельностью, поистине, человек представляет собой пустыню.

Кроме прямых заданий экспедиции, её участники занимались архе­оло­ги­чес­кой разведкой, сбором фольклорного и лингвистического материала. Удалось также собрать много образцов лекарственных растений, а в одном из старинных монастырей был обнаружен и переписан редчайший тибетский лекарственный манускрипт. Так воплощалась в жизнь Николаем Константиновичем и Юрием Николаевичем,  Президентом-Основателем и Директором Института «Урус­ва­ти», «постоянная подвижность», ставшая характерной особенностью Института. По этому поводу Н.К.Рерих писал: «Нужно то, что индусы так сердечно и знаме­на­тельно называют «ашрам». Это – средоточие. Но умственное питание «аш­Ра­ма» добывается в разных местах. Приходят совсем неожиданные путники, каж­дый со своими накоплениями. Но и сотрудники «ашрама» тоже не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы … Всякий обмен научными силами, всякие экспедиции и странствия становятся непременным условием каждого преуспеяния…»9.

Но задуманному преуспеянию, а задумано было грандиозное дело – город Знания, который должен был стать мировым катализатором новой науки кос­мического мышления – не суждено было сбыться. В начале 30-х годов прошлого века начался мировой экономический кризис. Организации, которые финан­си­ро­вали «Урусвати», не смогли этого больше делать. Потом началась Вторая ми­ро­вая война и оборвались те связи, которые давали необходимый Интел­лекту­аль­ный взаимо­обмен и питание новыми идеями и мыслями. Институт, деятельность которого была рассчитана на мировые связи, естественно, не мог продолжать работать, даже если бы были средства. Его пришлось законсервировать. Кол­лекции уложили в ящики, лабораторное оборудование размонтировали, жилые помещения, в которых останавливались приезжающие учёные, закрыли.

Вернуться к этой теме удалось много лет спустя, когда последний остав­ший­ся из семьи Рерихов, Святослав Николаевич Рерих, общался с Людмилой Ва­силь­евной Шапошниковой на предмет передачи наследия великой семьи в Со­ветский Союз тогда Советскому Фонду Рерихов. Сегодня по известным при­чи­нам он называется Международный Центр Рерихов. «Русские начали, рус­ские должны закончить», говорил Святослав Николаевич, показывая Людмиле Ва­силь­евне запыленные ящики с коллекционным и гербарным материалом, вы­ра­жая тем самым надежду, что работу Института вновь возобновят русские учё­ные.

Что ж, работу в том же объёме, как было при Рерихах, возобновить пока не удаётся, но пыль с ящиков стряхнуть всё-таки удалось. Международный Центр Рерихов, выступая в качестве продолжателя дела Рерихов в России и в Ин­дии, предпринял первые шаги по возрождению Института «Урусвати», направив в 2010 и 2011 годах в Кулу две группы российских учёных – кандидата биоло­ги­ческих наук В.Г. Шатко и главного учёного секретаря ассоциации Ботанических садов России С.А.Потапову, а также кандидата биологических наук, зоолога А.А.Лисовского с сотрудниками. Ботаники, чрезвычайно заинтересовавшиеся будущими возможными исследованиями Инсти­ту­та «Урусвати», ознакомились с гербарием, собранным Рерихами, привели его в порядок и добавили к нему но­вые виды. Зоолог, также высоко оценивший грандиозные научные перспек­тивы дея­тельности этого научного центра, привёл в порядок коллекцию птиц и совер­шил путешествие по маршруту доктора Кельца, который сотрудничал с Рери­хами.10

Начало положено. Будем надеяться, что оно будет иметь самое плодот­вор­ное, самое успешное продолжение. Ведь недаром же говорила Елена Ивановна Рерих, что «Основание города синтетического знания есть великое мировое дело, потому не просить, но требовать содействия можем мы. Не для себя Ра­бо­таем, но для человечества»11.

Нельзя также не сказать, что сегодня мы переживаем довольно драма­ти­ческие мо­менты развития научной мысли. Мы являемся свидетелями таких без­духовных и ан­тигуманных научных изысканий, которые ставят это самое чело­вечество, для ко­торого работали Рерихи, и нашу планету на грань существо­вания. Это и ко­лос­сальные запасы ядерного оружия, способного несколько раз уничтожить землю. Это и создание в научных лабораториях новых болезней, что­бы фарма­коло­ги­ческие кор­порации могли наживаться на продаже всё новых и новых лекарств для лечения бес­конечных искусственно созданных моди­фи­каций вирусных заболеваний. Уже ни для кого не является секретом, что боль­шое количество современных бо­лез­ней яв­ляются искусственно созданными в лабораторных ус­ловиях. Также ис­поль­зование би­ологического оружия в борьбе с экономическими и торговыми конкурен­тами че­рез заражение птичьим гриппом перелётных птиц, заносящих смертоносный вирус в регионы конкурентов-произ­водителей птичьего мяса, а также и свиной грипп для уничтожения поголовья скота всё тех же конкурентов на мировом рынке мяса.

Искусственно создаваемые стихийные бедствия, такие как цунами, смогли осадить слишком вырвавшуюся вперёд Японию и снизить спрос на её авто­мобили на мировом рынке после катастрофы на её атомных электростанциях. Кстати радио­активными стали не только японские автомобили, но и море­про­дукты и нанесён был колоссальный ущерб не столько японскому авто­моби­лес­тро­ению, сколь­ко экологии планеты в целом. Если же продолжать говорить об ущербе эко­логии планеты от современной научной мысли, то не хватит нес­кольких встреч, чтобы осветить эту драматическую тему. Чего только стоит до­бы­ча сжиженного газа в Америке, делаю­щая лунными пейзажами, непри­год­ны­ми для жизни огромные территории с отрав­лен­ной водой и землёй.

А факелы так называемого попутного газа при нефте­до­бывающих предприятиях, коптящих небо и беспрерывно сжи­гаю­щих мега­кубо­метры природного газа, на образо­вание которого планете пона­до­би­лись миллионы лет. А постоянные эколо­ги­ческие катастрофы с разливами нефтеп­родуктов в миро­вой океан, приносящих невосполнимый урон как морской флоре и фауне, так и приб­режной. А хищ­ническая варварская вырубка мировых лесных уго­дий, ничем и никем сегодня не восполняемая. По свидетельству очевидцев Карпаты сегодня стоят уже, прос­тите, лысые. Разве приведённые примеры имеют какое-нибудь отношение к на­уч­ному сбалансированному, разумному и гуманному плани­ро­ва­нию хозяй­ственно-экономической деятельности современного человечества?

Нельзя хотя бы вскользь не сказать и о проблеме прививок, которых сов­ре­мен­ная фармакологическая наука столько наплодила, что наши дети просто не успевают это всё без вреда для своего детского здоровья воспринимать. Когда моя дочь учи­лась в школе, она постоянно болела, что отрицательно сказывалось на её успе­ва­е­мос­ти. И только после того, когда мы официально отказались от всех при­вивок, она, о чудо, перестала болеть. Но ведь известны случаи и с летальными ис­хо­дами после вакцинации. Некоторые исследователи этой проб­лемы говорят о соз­нательном вредительстве. Что, например, в составе некоторых вакцин делает ртуть? Она же практически не выводится из организма и прово­цирует у детей постоянные головные боли. А с головными болями, какая может быть успеваемость? Может ко­му-то надо, что бы мы были не только больными и слабыми, но и слабоумными? При­ведённые примеры призваны ярче проил­люс­т­ри­ровать, какой науки не дол­жно быть места в будущем.

Если мы и не имеем рычагов воздействия на эти мировые проблемы, то, во вся­ком случае, никто не в силах лишить нас твёрдой убеждённости и уверен­ности в том, что наука без морали и духовной основы в себе должна непременно кануть в лету. Будем крепко уверены в том, что и тут зёрна от плевел будут отделены раз и навсегда, когда придут сроки. И как человечество увидит Новое Небо и Новую Землю и о старом уже не вспомнит, так и новая наука будет призвана служить только на благо человека и планеты, на ко­то­рой он живёт. Людмила Васильевна Шапошникова - известный рериховед, учё­ный-индолог, пи­са­тель, Вице-президент МЦР и бессменный Генеральный директор Общес­твен­ного Музея им. Н.К.Рериха в Мос­кве утверждала, что «в системе познания Живой Этики есть всё то, что необхо­ди­мо ввес­ти в современную науку, чтобы она, изменившись и трансфор­ми­ро­вав­шись, прев­ратилась в ту новую науку, глу­бочайшие и тончайшие исследования ко­то­рой смог­ли бы не только изменить наш земной мир, но и усовершенствовать внутренний мир человека»12

Про внутренний мир человека стоит сказать подробней, ведь от него, этого самого внутреннего мира, напрямую зависит эволюция планеты, нашего «домика», как писала в своих письмах Елена Ивановна Рерих на пути космической эволюции. В книгах Бориса Абрамова, бли­жай­шего ученика Н.К.Рериха ясно показана взаимосвязь человека и планеты не только с этической точки зрения, но и с научной. Так было очень интересно уз­нать, что люди, населяющие планету Земля, являются ни много, ни мало но­си­те­ля­ми выс­ших принципов планеты. «Являясь трансмутатором высших энергий, чело­ве­чество служит призмой, через которую эти энергии только и могут дос­ти­гать Землю<…> Поглощая пространственные энергии, оно (человечество) их трансмутирует в себе и излучает вокруг себя в планетное тело, его со всех сторон охватывающее, и насы­щает своими эманациями её четыре низших прин­ципа<…>  Так что явление транс­му­тации оболочек Земли – физической, астраль­ной и ментальной, через посредство человеческого микрокосма совершаемый, есть явление напряжённого длительного и глубоко значительного порядка. Но высшие принципы человека имеют задание насыщать материю (Земли) энер­гиями высшей шкалы огня, и только через своё человечество может подняться планета и вместе с ним по ступеням эволюции. Потому, когда оно (человечество) ук­лоняется от своего прямого назначения, вред получается космический, ибо Зем­ля – лишь звено в цепи миров и в нашей Сол­неч­ной системе. Нарушается кос­мический ритм эволюции. Когда, воспринимая прост­ранственные лучи, человек их силу направляет на разрушение, разрушается тело планеты. И может наступить момент, когда для спасения планеты человечество, её населяющее, или часть его должно быть уничтожено. Гибель Атлантиды была именно явле­нием такого порядка. Задача Учения – людей надо просветить к истинному пони­манию своего огненного аппарата, данного человеку для опре­делённой цели и обладающего могучими невидимыми энергиями. Трансформатор космических энер­гий для преломления их в себе и передачи их в трансфор­мирован­ном виде Земле – вот роль человека на планете. Подобно тому, как без радио­при­ём­ника не могут быть уловлены и восприняты радиоволны, не могут космические энергии коснуться Земли, не будучи воспринятыми и преломлены через аппарат (чело­ве­чес­кого) микрокосма. Без принятия их человеком Земля остаётся без пи­та­ния. Че­ловек вместо их приятия и ассимиляции своим микрокосмом творит эма­нации обрат­ного порядка, которые не только не питают Землю, но создают как бы изо­ли­рующий плат  между планетой и лучами пространства. Вред получается двой­ной. Планетно-космическое назначение своё человечество должно понять<…>и сможет оно это сделать лишь в Свете Учения Агни Йоги. Отсюда его неотложность и срочность. Сроки подходят для общепланетного утверждения Учения Жизни.13» <…> Взаимодействие энергий человека с энергиями планетными столь мощно, что лишь они удерживают планету от разложения. Когда высшие принципы, или энергии, оставляют человеческое тело, оно умирает и разлагается. Так же и с планетой. Она начинает разлагаться, когда Свет её высших принципов, зак­лю­чён­­ных в человечестве, начинает гаснуть. Те немногие светоносцы, в которых он не погас, мужественно и одиноко становятся на дозоре и защите Земли от ужаса раз­ложения и несут на своих плечах всю тягость этого подвига за миллионы ту­не­ядцев <…>14.

Семья Рерихов и была этими одинокими светоносцами и, конечно, вся деятель­ность Института «Урусвати», должна была  способствовать пони­манию че­ло­вечест­вом своего назначения как в планетарном смысле, так и в кос­ми­чес­ком. Институт Гималайских исследований, очередное эволюционное действии семьи Рерихов, дол­жен был стать флагманом в науке, обогатив её духовными прин­­ципами, не позво­ляющими использовать знания во вред человеку и планете, ко­то­рую оно населяет.

Хочется привести ещё одну цитату о науке будущего. «Научный подход к яв­ле­­ниям духа покажет, что явления так называемого духовного порядка со­вер­шенно кон­к­­ретны, уловимы и могут быть изучаемы и зримы, что всё дело и их понимание ле­жит в сфере тонких энергий, столь же реальных, как свет Солнца или тона зву­ковой шкалы. Новый век науки назовём веком нахождения и ут­верждения энергий че­ловеческого организма и их взаимодействия с энергиями окружающей его при­ро­ды и соответствия структуры его тела, или тел и их эле­мен­тов, с эле­мен­та­ми всех царств природы. Наука соответствий – так назовём эту область грядущего великого зна­ния. Взаимодействие и связь человеческого те­ла и его сущ­ности внутри будет рас­сматриваться и изучаться в связи с Кос­ми­чес­кими энер­гиями прост­ран­ства. Лучи прост­ранственных тел и реакции, ими по­рождаемые в элементах Земли и их но­сителях, будут изучаться в лабораториях Кос­мической светотерапии и инсти­тутах Кос­мических Лучей. В центре изучения будет поставлен человек как высшая эво­лю­ционировавшая форма Космической Жизни, заключа­ющая в себе все, все виды тон­чайших высших энергий и все элементы низшей шкалы материи. Человек увенчает лестницу эволюции как высшее выражение и уявление жизни»15.

И ещё не могу не привести одной цитаты о науке будущего, а то на сов­ременных её изъянах остановиться пришлось довольно обстоятельно. Хочется перекрыть негатив позитивным прогнозом из записей Бориса Николаевича Абрамова. «Перед новой наукой Нового Мира открывается поле неограниченных возможностей. И коллектив, это огромное организованное целое, внесёт в неё множество ценнейших наблюдений, немыслимых, и невозможных, и недос­туп­ных в условиях старого мира. Волны космических воздействий, явления сол­неч­ных протуберанцев, центры магнитных течений, сочетания звёздных кон­фи­гу­ра­ций будут рассматриваться и изучаться с помощью огромного коллектива и сви­де­тельством показаний явных<…> Новая страница неслыханных возможностей откроется знанию, не заоблачному и туманному, но явному, жизненному и при­менимому в условиях земных. Новая наука и новое знание во всеоружии новых способностей человека даст, наконец, человечеству то, что тщетно пытались дать, и в целом не преуспели религии. Ибо конечная цель всякой истинной рели­гии, философии, науки и самой жизни – это дать человеку знания»16.

Ну а мы после сегодняшней встречи лишний раз смогли убедиться, почему  «человек – это звучит гордо». Оказывается ещё и потому, что он является тран­с­му­­татором космических энергий, так необходимых планете для её эво­лю­ции. Ко­неч­но в том случае, если к своему предназначению человек относится созна­тель­но. Так давайте для на­чала сами осознаем свою ответственность перед планетой и вы­черкнем себя из списков той многомиллионной армии духовных тунеядцев, как было сказано, которые при­ближают Землю к развитию катастро­фи­ческих сценариев. Давайте присоединим свои уси­лия к тем мало­чис­ленным Атлан­там, на плечах которых держится само су­щест­во­вание пла­неты, пусть наши пле­чи и не назовёшь богатыр­скими. Дело не в размере плечей и не в росте, а в прин­ци­пи­альном выборе – с кем мы, с беспечно преступными погубителями планеты или с её спасителями и охранителями. Каждому из нас после всего услышанного есть повод ещё раз очень серьёзно подумать о своём внут­рен­нем мире, о ка­честве своих излучений и о выполнении тех колоссальных задач, которые поз­во­лят улуч­шить и поднять наши излучения на новый качественный уровень. Желаю всем нам в этой поистине планетарно важной и необходимой внутренней работе успехов и ощутимых достижений. Правда эти достижения нельзя будет про­де­монстрировать для всеобщего обозрения, сфотографировать и выставить на сайт, потому что по этой работе отчёт мы можем нести только перед своей совестью.

 

Примечания:

1. Рерих Н. Урусвати // Рерих Н. Шамбала. С.129.

2. Рерих Н.К. Урусвати. М., 1993. С. 24.

3. Рерих Е.И. Письма. Е. 1. М., 1999. С. 119. Письмо от 13.10.1930.

4. Культура и время. 2007. № 3. С. 31-32.

5. Там же.

6. Там же.

7. Рерих Ю.Н. Письма. В 2 т. Т 1. М.: МЦР, 2002. С. 191.

8. Н.К.Рерих. Письмо Метальникову от 6.05.1932 // Культура и время. №2, 2003. С.77-78.

9. Рерих Николай. Врата в Будущее. Рига, 1936. С. 76.

10. Культура и время. 2012, №3. С. 36-37

11. Письма Елены Рерих. В 2 т. Минск, 1992. Т. 1. С.60.

12. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. В 2 т. Т. 1. С. 430.

13. Грани Агни Йоги. 1952 г., часть II, парагр. 673.

14. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть I, парагр. 110.

15. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть I, парагр. 25.

16. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть I, парагр. 178.


Яндекс.Метрика
Copyright © 2013-2018 Донецкий духовно-культурный центр «Орифламма»
Все права защищены.
Разработка и поддержка сайта - TechLife.pw