RSS
 Семья Рерихов  4 года и 3 месяца назад

Николай Константинович Рерих

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих, 1946 г.

 Трудно сегодня, наверное, найти на Земле человека, который хотя бы краем уха не слышал имени выдающегося русского художника, путешественника, мыслителя, культурного и общественного деятеля мирового масштаба Николая Константиновича Рериха. Творческое наследие его чрезвычайно велико и разнообразно: это более семи тысяч картин и этюдов, украшающих залы лучших музеев Европы, Азии и Америки, это большое литературное наследие – около 30 книг; сотни статей, объединенных общим названием "Листы дневника”, большое эпистолярное наследие. Интерес к выставкам подлинных картин, к выставкам репродукций, к многочисленным альбомам и книгам этого удивительного человека подтверждает актуальность его идей и творчества.

 Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года (по новому стилю) в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

Н. К. Рерих
Слева направо: Мария Васильевна (ур. Калашникова), Владимир, Лидия, Константин Федорович и Николай Рерихи. (1886 г.)

 Детство Рериха прошло в доме на набережной Невы у Николаевского моста. С ранних лет мальчик отличался наблюдательностью и любовью к знаниям, очень рано научился читать. Первые впечатления о богатстве окружающей жизни и природы, полученные им на Неве и в отцовском имении Извара, расположенном в живописном лесу недалеко от Петербурга, на всю жизнь оставили неизгладимое впечатление на маленького Рериха. Само поместье Извара уже было необычным, начиная от названия и кончая историей. Когда-то давно оно принадлежало графу Воронцову, который был в Индии. Во времена Екатерины II неподалеку от него жил индусский раджа. В самом имении было много картин, одна из которых особенно привлекала внимание Рериха. На ней были изображены пламенеющие в лучах заходящего солнца горы – сюжет, впоследствии очень любимый самим Рерихом и многократно повторенный в его картинах. Оказалось, что это Канченджанга – третья по высоте вершина Гималаев, священная для индусов гора. Да и само название поместья – Извара – не что иное, как искаженное индийское "Ишвара” - бог. Индия представала перед Рерихом загадочной далекой страной. Тогда он еще не представлял себе, что она станет тем магнитом, который будет управлять всей его жизнью.

 С восьми лет Рерих обучался в известной тогда в Петербурге гимназии К.И.Мая, который при первой же встрече сказал о Рерихе: "Будет профессором!”.

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих. 1986 г.

 Учился Рерих хорошо. Особенно интересовали его география, которую вел сам К.И.Май, и история. Часто бывавшие в гостях у отца востоковеды К.Голстунский и А.Позднеев способствовали усилению интереса Рериха к странам Востока. В 9 лет юный Рерих впервые принял самостоятельное участие в археологических раскопках под руководством известного тогда археолога Л.Ивановского. Исторические события, давно канувшие в Лету, как бы оживали для Рериха во время этих раскопок. "Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка” – писал впоследствии Николай Константинович в "Листах дневника”. В эти же годы проявился и литературный дар Рериха. С увлечением записывал он былины, предания, народные сказы. Целые тетради заполнялись собственными сочинениями, в основном на исторические темы. Первые публикации очерков Н.К.Рериха, посвященных охоте, появились в 1889 году в журналах "Природа и охота” и "Русский охотник”.

 В доме К.Ф.Рериха, находящемся под одной крышей с его нотариальной конторой, часто бывали ученые, общественные деятели, писатели, художники. Среди хорошо знакомых были историк Н.Костомаров, выдающийся химик Д.И.Менделеев, агроном А.Советов, профессор Томского университета А.Коркунов, востоковед К.Ф.Голстунский. Атмосфера, в которой рос и воспитывался Н.К.Рерих, как нельзя больше способствовала его увлечениям археологией, историей и искусством.

 В 1891 году друг семьи Рерихов известный скульптор и архитектор М.О.Микешин впервые обратил внимание на склонности Рериха к рисованию. Именно под его руководством начал расти и развиваться талант Рериха как художника. В 16 лет он принимает решение о поступлении в Академию художеств. В то же время, не желая отказываться от приобретения знаний в любимых им археологии и истории, Рерих решает одновременно с Академией художеств поступать и на исторический факультет университета. Однако этим планам не суждено было сбыться. Отец Н.К.Рериха был твердо намерен видеть в сыне продолжателя своего дела и дать ему юридическое образование, не особенно одобряя его увлечение живописью. Возникший конфликт был первым серьезным жизненным испытанием Николая Константиновича, и он успешно выдержал этот экзамен, пожертвовав историческим факультетом в пользу юридического, но зато отстояв перед отцом право на занятия в Академии художеств. В 1893 году Рерих окончил гимназию и поступил одновременно в Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета. Отметим, что гораздо чаще, чем на юридическом, его видели на занятиях исторического факультета, хотя все положенные экзамены на первом сдавались в срок. Распорядок дня Рериха-студента был очень насыщенным: подъем в 9 часов, с 10 до 13 – занятия в Академии, с 13 до 15 -университет, с 15 до 17 – работа над эскизами, с 17 до 21 – вечерние классы и практические занятия в Академии, с 21 до 24 – чтение, литературная работа, встречи с друзьями и знакомыми, участие в студенческих кружках. Читал Николай Константинович всегда очень много. Обязательные программы Академии и университета не могли утолить его страстную жажду знаний. Диапазон интересов Рериха уже в то время поражает своей широтой: он изучал книги о персидских захоронениях, о южноамериканских аллигаторах, читал классиков Эллады, сочинения Бальзака, Франса, Льва Толстого, труды по юриспруденции, общей истории, истории искусств, музыковедению, литературоведению. Уже начиная со студенческого периода Рериха отличает от сокурсников очень высокая работоспособность и бережное отношение ко времени: вместо обычных развлечений, свойственных студентам, он всегда предпочитал свободное время использовать для повышения своих знаний в той или иной области. "Не похож ты на нас, академистов, - говорил Рериху его друг Леон Антокольский, племянник знаменитого скульптора, - когда другие в свободное время сидят себе по домам, распивают чаи да болтают, ты все что-то работаешь и обдумываешь”. Удивительно точная характеристика современника! Николай Константинович считал самообразование обязательным не только для себя, и первым его шагом на просветительском поприще стала попытка организовать в Академии кружок самообразования для будущих художников. Рерих сам разработал устав кружка и программу систематических занятий по философии, естествознанию, истории, психологии, эстетике, археологии, мифологии. На собраниях кружка планировались обсуждения тем для эскизов, разбор самих эскизов, чтение рефератов. Более двух лет боролся за создание этого кружка Рерих, однако дело так и не было реализовано. Главным тормозом послужило мнение самих студентов, большинству из которых программа показалась слишком обширной, а устав чересчур строгим. Однако это не изменило отношения Рериха к самообразованию.

 Одним из увлечений молодого Рериха была любовь к музыке, зародившаяся еще в раннем детстве. Любимыми его композиторами были Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов, Аренский. Рерих стал постоянным слушателем известных Беляевских симфонических концертов в Дворянском собрании, регулярно посещал и концерты Русского музыкального общества. Позднее пришла пора Вагнера, Скрябина, Прокофьева. Влечение к музыке не остывало с годами и сопутствовало Николаю Константиновичу в течение всего его земного пути. Достаточно сказать, что снаряжаясь в длительные научные экспедиции и оставляя каждый лишний килограмм груза, Рерих брал с собою патефон с пластинками.

 Первые художественные композиции, выполненные Рерихом в Академии, как и большинство картин последующих лет, посвящены теме древней Руси, которая с детства была близка ему. В 1893 г. появляются первые произведения - "Плач Ярославны”, "Пскович”, "Избушка пустынная”, в 1895 – эскизы к "Утру богатырства Киевского” и "Вечеру богатырства Киевского”, что стало прологом к написанию серии картин "Начало Руси. Славяне”. Сюда вошли ныне известные "Гонец. Восстал род народ” (дипломная работа Рериха), "Славяне на Днепре”, "Варяги”, "Князь. Прием дани” и другие.

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897 г.

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих. Славяне на Днепре. 1905 г.

 Вначале Н.К.Рерих учился у П.П.Чистякова, одного из лучших педагогов того времени и известного художника. Именно Чистякову Рерих в большой степени обязан своей выверенной четкостью рисунка. Показывал он свои этюды и И.Е.Репину, бывшему тогда профессором этой же Академии. Известно, что он даже подавал заявление на прием в мастерскую Репина, однако свободных мест не было, и Репин предложил записать Рериха кандидатом. В этот момент произошло важное для всей жизни Николая Константиновича событие – он знакомится с А.И.Куинджи, и сразу же, словно повинуясь внутреннему закону родства близких духов, Архип Иванович записывает его в свою мастерскую. Впоследствии Рерих напишет статью "Учитель жизни”, посвященную этому выдающемуся самобытному художнику и редкой глубины человеку. Есть там такие слова: "Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни”.

 Большое влияние на Николая Константиновича оказала встреча в 1895 году с известным искусствоведом и литературным критиком В.В.Стасовым, через которого Рерих познакомился с Л.Толстым, давшим высокую оценку его "Гонцу”. Стасов не только поддержал тяготение Рериха к изучению древнеславянского мира, но и своим авторитетом укрепил в Рерихе возникший у него еще с ранней юности интерес к культурам Индии и стран Центральной Азии. Еще в 1868 году В.В.Стасов опубликовал в "Вестнике Европы” фундаментальный труд "Происхождение русских былин”, в котором исследовал древнейшие сказания народов Индии, Ирана и России, указав на общие черты в фольклоре этих стран. Однако Рериха влекли к изучению стран Востока не только научные интересы, но и проблемы этики. В древних культурах Индии, Китая, Тибета Рерих уже в 1890-х годах открыл для себя важнейшую сторону их философского наследия – высокие нравственные идеалы, воплотившиеся в памятниках искусства, литературы и религии этих стран. Постепенно мечта о более близком знакомстве с Азией, в частности, с Индией, стала неотъемлемой частью его внутреннего мира.

 После окончания Академии в 1897 году и университета в 1898 г. Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств в качестве помощника директора музея и одновременно – помощником редактора нового журнала "Искусство и художественная промышленность”. В нем Николай Константинович помещал статьи о задачах творчества. В понимании Рериха, в исторической картине прежде всего должен быть передан дух времени. В своих публикациях Рерих поднял проблему о соотношении искусства и археологии. В 1900-1901 гг. Рерих продолжил свое художественное образование в Париже, в студии исторического живописца Фернана Кормона.

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих. 1900-е годы.


 В этот период Рерих существенно усовершенствовал технику рисунка. В Париже им начаты картины "Идолы”, "Заморские гости”, "Зловещие” и др.

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих. Заморские гости. 1901 г.

 Незадолго до поездки в Париж в жизни Н.К.Рериха произошло знаменательное событие – знакомство с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей впоследствии его верным спутником и вдохновительницей на всю жизнь.

Н. К. Рерих
Е.И.Рерих. 1900-е годы.

 В конце 1901 г. после возвращения Рериха из Парижа состоялась их свадьба. В 1902 г. в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 г. – Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем. 

Н. К. Рерих
Юрий (справа) и Святослав Рерихи. 1907 г.

 

 В 1903-1904 гг. Рерихи совершают поездку по более чем сорока русским городам. Среди них были Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Изборск, Псков. 

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих и Е.И.Рерих. 1903 г.

 

 В этих поездках была создана большая серия архитектурных этюдов старой Руси, насчитывающая более 90 произведений. Эта серия была названа С.Эрнстом "Пантеоном нашей былой славы”. По замыслу Рериха, эти картины должны были запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечилось бы величие духа ее народа-строителя. И он с этой задачей блестяще справился, сумев отказаться от изображения позднейших пристроек к храмам и крепостям и передав их первозданную красоту и величие.

 В период с 1906 по 1914 годы Рерих интенсивно работает в области монументально-декоративной живописи. Им выполнены более 30 эскизов для пяти церквей и частично их росписи. В их число входят мозаики "Покров Богоматери”

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих. Покров Богоматери. Мозаика в церкви Покрова в селе Пархомовка Киевской губ. 1906 г.

 

и "Спас Нерукотворный” в церкви Покрова Богоматери в селе Пархомовка Киевской губернии, панно "Архистратиг Михаил”, "Апостолы” и "Борис и Глеб” в церкви пос.Морозовка под Шлиссельбургом, мозаика "Спас и князья святые” в Почаевской лавре Тернопольской губернии, фрески для часовни Святой Анастасии во Пскове. Борис и Глеб – одни из любимых и часто встречающихся в творчестве Рериха образов.  Апофеозом монументальной живописи Рериха стала его работа над фресками в храме-усыпальнице Святого Духа во Фленове под Талашкином недалеко от Смоленска, имении известной меценатки и ценительницы искусства княгини М.К.Тенишевой. 

Н. К. Рерих
Н.К.Рерих с сыновьями в Талашкине. 1914 г. 

 

 Над входом была помещена мозаика "Спас Нерукотворный”, а в алтарной части храма – композиция "Царица Небесная над рекой жизни”. В отличие от Спаса, архангелов и других святых, изображенных в соответствии с лучшими образцами древнерусского искусства, образ Божьей Матери Рерих изобразил в нетрадиционном стиле. "Царица Небесная” изображена сидящей на троне без младенца на руках. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает река жизни. К ногам Царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. Ангелы славят Владычицу. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту.

 Самым почитаемым образом из христианских святых был для Николая Константиновича Преподобный Сергий Радонежский. Именно ему Рерих отводил исключительное место в отечественной истории, часто вспоминая его завет: "Все для любви, которая собирает”. Святого Сергия он называл великим наставником русского народа, заложившим основы его нравственности и духовного подвига.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.


 "Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро” – говорил о. Иоанн Кронштадтский, духовный наставник Николая Рериха, напутствуя его на жизненный подвиг. Позднее Рерих создал ряд картин, прославляющих труд и подвиги святых тружеников. Это и "Сергий-строитель”, созидающий в одиночку храм в диком лесу, и "Пантелеймон-целитель”, собирающий травы для излечения народа, и "Прокопий Праведный”, молящийся за неведомых путников и отведший, согласно легенде, каменную тучу от Устюга Великого, и "Святой Николай” – миротворец и защитник народа, и много других сюжетов.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Сергий-строитель. 1924 г.


Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1915 г.


 Наиболее полно свой взгляд на искусство Николай Константинович изложил в статье "Радость искусству”, опубликованной в 1908 г. В ней он убедительно показал, что главная роль в жизни общества принадлежит именно искусству, которое несет с собою радость красоты, радость творчества, радость познания мира. Искусство – мера духовной эволюции человека и общества. Поиски гармонии бытия лежат не только в основе философских взглядов Рериха, но и в основе всего его творчества – будь то пейзаж, историческая или религиозная композиция либо литературное произведение. Отныне Красота становится девизом всей его жизни и творчества.

 В искусстве Н.К.Рериха перед первой мировой войной, начавшейся в 1914 году, с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне "Ангел последний” (1912).

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Ангел Последний. 1912 г.


 Над объятой пламенем землей, в багряных облаках – апокалиптический ангел, явившийся с небес с мечом, дабы свершить последний суд над человечеством. На далеком горизонте сверкающие зарницы как бы предвещают новую жизнь на очищенной от скверны планете. Рерих как бы провидит зарево военных пожарищ. Позже в "Листах дневника” он напишет: "Спящим стражам приносится меч огненный. "Меч мужества” понадобился. Приходят сроки. Тогда же и в начале 1914 года спешно пишутся "Зарево” с бельгийским львом, "Крик змия”, "Короны” - улетевшие, "Дела человеческие”, "Град обреченный” и все те картины, смысл которых мы после поняли”. Особенно впечатляет картина "Град обреченный”, написанная в мрачных зловещих тонах.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Град обреченный. 1914 г. 


 Громадный змий обвил кольцом городские стены, наглухо закрыв все выходы. Поэт А.Ремизов в стихотворении, посвященном этой картине, писал:

«Обреченный, в западнях у змия, стоял обложенный город.

А еще долго никто ничего не знает и не чует беды –

Люди пили и ели,

Женились и выходили замуж.

И когда пришел час, забили в набат, -

А уже никуда не уйти!»



Одной из самых важных сторон жизни Николая Константиновича является его миротворческая и культуроохранительная деятельность. Мысль об охране памятников культуры родилась у Рериха еще во время поездки по древнерусским городам, когда он наблюдал последствия варварского отношения к памятникам культуры. В начале первой мировой войны Рерих обратился к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем введения соответствующей договоренности между воюющими сторонами. Рерих действовал с присущей ему энергией и ознакомил с проектом договора многих высокопоставленных лиц, а в 1915 году и самого Николая II, но дело тогда так и не продвинулось. Лишь значительно позднее, в 1929 году Рерих вторично поднимает этот вопрос, на этот раз заручившись поддержкой профессиональных юристов из Парижа Г.Шклявера и Ж.де ла Праделя, которые по его просьбе разработали проект Пакта по охране культурных ценностей во время войны. Вместе с Пактом Рерих предложил и отличительный флаг, назвав его "Знаменем Мира”. Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Флаг представлял собою белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Именно этот знак Рерих изобразил на множестве своих картин. В частности, его держит в руках Мадонна Орифламма на одноименной картине 1932 года. Одно из возможных толкований этого символа – вечность (большая окружность), заключающая в себя прошлое, настоящее и будущее. Происхождение же символа очень древнее. Оно встречалось уже на тамгах Тамерлана, на тибетских, кавказских и скандинавских фибулах. Им украшено изображение страсбургской Мадонны. Встречалось оно и в русской иконописи на одеяниях святых.

 Идея Рериха нашла широкую поддержку в прогрессивных кругах мировой общественности. В поддержку "Знамени Мира” высказались Р.Роллан, Б.Шоу, А.Эйнштейн, Т.Манн, Г.Уэллс, Р.Тагор и многие другие известные писатели, ученые и общественные деятели. Постоянные комитеты Пакта и "Знамени Мира” были учреждены в 1929 году в Нью-Йорке, в 1930 г. в Париже и Брюгге.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Знамя Мира. 1931г.


 Окончательную форму международного договора идея Рериха приняла уже после его ухода, в 1954 году, когда на Гаагской международной конференции по вопросам образования, науки и культуры была принята "Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов”. Ее подписали 37 государств. Таким образом, идея Рериха внесла существенный вклад в развитие межгосударственных отношений на мировом уровне.

 В 1915 году Николай Константинович заболел воспалением легких, и по рекомендации врачей, переехал в 1916 г. с семьей в финский город Сортавалу. В Финляндии Рерихи провели около двух лет. Этот небольшой по времени период их жизни очень важен в смысле духовного совершенствования. Именно здесь Николай Константинович и Елена Ивановна изучали первоисточники индийской философской мысли - "Бхагавад-Гиту”, "Провозвестие Рамакришны”, а также труды ученика Рамакришны Вивекананды – "Бхакти-Йогу”, "Карма-Йогу”, книги Р.Тагора и др. Именно в Финляндии Рерих окончательно сознает, что его путь лежит в Индию. Здесь же он создает удивительные произведения – повесть "Пламя” и пьесу "Милосердие”. Большинство из написанных им стихов, изданных в 1921 году в книге "Цветы Мории”, написаны в этот период. Эти произведения, в основном, автобиографичны и показывают нам ступени духовного роста самого Рериха. Цикл "Цветы Мории” созвучен идеям книг учения "Живой Этики” или "Агни-Йоги”. Эта философская система была создана Рерихами в сотрудничестве с Великими Учителями Востока в период с 1920 по 1939 годы. Значение этих книг для эволюции сознания всего человечества очень велико.

 К 1918 году здоровье Николая Константиновича идет на поправку, и семья Рерихов в 1919 году переезжает в Лондон. По пути Рерих с большим успехом организует выставки своих картин в Швеции и Дании. В 1920 году Рерихи отправляются в Америку, где Николай Константинович развивает бурную деятельность. Выставка его картин в течение трех лет побывала в 29 городах Америки, в том числе Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Сан-Франциско. В 1921 году Рерих организует в Нью-Йорке Институт объединенных искусств.

Н. К. Рерих

 Н.К. Рерих. Чикаго, 1921 г.


 Определяя задачи института, он писал: "Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень один. Каждый чувствует Истину Красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью”. В Институте были созданы секции изобразительного искусства, музыки, хореографии, архитектуры, театральная, литературная и лекторий с научным и философским отделениями. Около ста видных американских деятелей культуры и науки откликнулись на призыв Рериха и выразили готовность вести работу с молодежью по намеченным программам. За несколько лет тысячи студентов учились в нем, образовались кадры новых молодых преподавателей, музыкантов, артистов, художников. В это же время в Чикаго Рерих организует объединение художников "Cor Ardens” ("Пылающее сердце”), а в 1922 году под его руководством возникает международный культурный центр "Corona Mundi” ("Венец мира”), призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и культуры разных стран. В начале тридцатых годов была создана всемирная Лига культуры. Участие Рериха в этих организациях отражало его искреннее и неудержимое стремление к утверждению достижений культуры. Он был прежде всего человеком дела и не мог бездействовать. Если появлялась малейшая возможность для продвижения его начинаний, то Рерих обязательно ею пользовался. Именно его личный пример бескорыстного служения делу Культуры оказывал мощное воздействие на окружающих его людей, что позволило многочисленным культурным организациям развиваться и дальше без его непосредственного участия. За три года, проведенные в Америке, Рерих оказал огромное влияние на ее культурную жизнь и искусство, дав им новый импульс к развитию.

 В 1923 году Рерих с семьей прибывает в Индию и сразу же начинает осмотр достопримечательностей этой страны. Посетили Джайпур, Агру, Сарнат с его древнейшими буддийскими памятниками, Бенарес, Калькутту и оттуда повернули на север, пройдя свыше трех тысяч километров менее чем за месяц. По пути Рерих встречался с индийскими учеными, художниками писателями. В конце 1923 года Рерихи остановились в небольшом княжестве Сикким недалеко от Дарджилинга, расположенном на южных склонах Гималаев. Гималаи … . Наконец-то сбылась мечта его жизни! Отныне вся его жизнь и творчество будут связаны с Гималаями. Им посвящены сотни этюдов и картин, написанных с таким мастерством, что Рерих сразу же получил почетное звание непревзойденного мастера гор. Он видел горы и раньше – Альпы, Апеннины, Кавказ. Но Гималаи покорили его. Он сумел почувствовать и передать необычайную величавую торжественность этих гор, придав им одухотворенность, свойственную его искусству.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Гималаи – розовые горы. 1933 г.


 Были задуманы и выполнены большие серии картин – "Гималаи”, "Его страна”, "Учителя Востока”, "Майтрейя” и другие.

Сразу же по прибытии в Сикким началась подготовка к Центрально-Азиатской экспедиции. Как и некогда в России, Рерих начал свою работу с изучения источников зарождения древних культур, особенно интересуясь древними буддийскими письменными источниками. Рерих посещал старинные монастыри, встречался с ламами и отшельниками. Впечатления от этих встреч частично опубликованы в его книге "Шамбала сияющая”. В 1925 году экспедиция передвигается из Сиккима в столицу Кашмира Шринагар, затем в Ладак. После этого экспедиция взяла направление на Хотан, для чего требовалось преодолеть семь высочайших горных перевалов, в том числе Каракорум и Сассэр. Вместе с природными естественными трудностями экспедиции приходилось преодолевать и бесчисленные препятствия, чинимые местными властями. Так, в Хотане китайские власти продержали экспедицию почти всю зиму 1925-26 годов, в конце даже арестовав всех ее участников, и лишь вмешательство советских властей, к которым обратился за помощью Рерих, помогло экспедиции двинуться дальше в Кашгар и оттуда – в Урумчи. Путевые впечатления Рериха, мысли, возникшие у него во время экспедиции, описаны им в книгах "Алтай-Гималаи”, "Сердце Азии”, "Шамбала Сияющая”. В мае 1926 года экспедиция пересекла границу СССР в районе озера Зайсан на Алтае. В этом же году Рерих посетил Москву и встретился с наркомами Г.В.Чичериным и А.В.Луначарским, передав им ларец со священной гималайской землей, серию своих картин "Майтрейя”, а также важный исторический документ – послание гималайских Махатм советскому народу, весь текст которого пронизан верой в великую миссию России на пути прогресса. К сожалению, правительство СССР не вняло советам и предупреждениям, данным им Учителями Востока, и последствия этого оказались очень тяжелыми для России.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Майтрейя-Победитель. 1925-1926 гг.


 Во время поездки по стране Николая Константиновича поразила тяга простого народа к знаниям, культуре. "Горит сердце о новой жизни, о лучшем будущем” – писал он впоследствии. Вернувшись к экспедиции, Рерих решил задержаться на Алтае для изучения старинных обычаев, эпоса и погребений этого тогда совершенно неизученного района. Далее экспедиция проследовала через Монголию в Тибет, где ей пришлось пережить немало серьезных опасностей. На одном из перевалов экспедицию атаковал хорошо вооруженный отряд местного племени голоков. Засаду вовремя заметили, и обошлось без потерь. А на подходе к столице Тибета Лхасе экспедиция была задержана тибетскими войсками и подвергнута бесчеловечному испытанию – людей и животных продержали всю зиму на морозе, в палатках, без лекарств и провианта, якобы из-за отсутствия надлежащих документов. Мороз, по описанию Рериха, был такой, что в походной аптечке замерзал коньяк. Почти все вьючные животные и пять человек погибли от холода. Однако Рерихи, да и весь состав экспедиции мужественно перенесли это испытание. Ни на один день не прекращались научные работы, делались зарисовки. За время зимовки в ближайших монастырях были обнаружены уникальные манускрипты добуддийского периода, открыто много памятников кочевого прошлого Тибета. Преодолев все трудности и смертельную опасность, экспедиция проработала до теплых весенних дней, когда ей, наконец, разрешили двигаться дальше. Тибетские власти запретили экспедиции вход в Лхасу, заставив ее дать большой крюк по горам. В мае 1928 года экспедиция благополучно вернулась обратно в Дарджилинг. Без преувеличения можно назвать ее одной из величайших в нашем веке, как по трудности маршрута, так и по количеству и ценности собранного материала. Впервые были отмечены на картах и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты, собран богатейший ботанический материал. Все это требовало систематизации и обработки, для чего Н.К.Рерих в том же 1928 году организует Гималайский институт научных исследований "Урусвати” ("Свет утренней звезды”). Институт был создан в живописной долине Кулу близ Наггара, в северном Пенджабе, колыбели памятников культуры древнейших цивилизаций.  Рерих привлек к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки. Непосредственно работой института руководил старший  сын Рериха Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный ученый-востоковед и лингвист. Проводилась также грандиозная работа в области лингвистики и филологии Востока. Младший сын Рериха Святослав Николаевич, всемирно известный художник и ученый, занимался вопросами тибетской и местной фармакопеи и изучал древнее искусство народов Азии. Из Кулу поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет в Кембридже, Ботанический сад Академии наук СССР. Известный советский ботаник и генетик академик Н.И.Вавилов обращался за информацией в институт "Урусвати” и получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. При участии тибетских лам-лекарей сотрудникам института удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. При институте была организована биохимическая лаборатория с отделом изучения рака. Велось исследование космических лучей в высокогорных условиях. Естественно, не прекращалась работа Николая Константиновича и в области живописи. За время экспедиции и после нее были созданы сотни картин и этюдов на различные темы, важнейшие из которых – Гималаи и знаменитая серия "Знамена Востока”.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Магомет на горе Хира. Из серии «Знамена Востока». 1925 г.


 Продолжалась и работа над картинами, посвященными России.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Святогор. 1938 г.


 В 1934 году департамент земледелия США обратился к Рериху с предложением организовать специальную экспедицию по сбору семян засухоустойчивых растений, предотвращающих эрозию почвы. Экспедиция началась в Манчжурии и затем переместилась в пустыню Гоби. Было исследовано свыше 300 видов растений, ценных для борьбы с эрозией почв, собрано много целебных трав, отослано в Америку около 2000 посылок семян. Как и всегда, Рерих проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике и фольклору, писал очерки для "Листов дневника”. В 1935 году экспедиция завершила свою работу. После этого Рерих начал подготовку к отъезду на Родину.

 Когда в 1926 году в Москве знакомые спрашивали Рериха, не собирается ли он совсем перебраться на Родину, он отвечал: "Но ведь я же и не перебирался за границу. Я путешествовал и намечаю новые путешествия, а совсем уезжать из России – такого вообще не приходило мне в голову”. Несмотря на многочисленные поездки и путешествия, Рерих сохранил русский паспорт и не принимал гражданство ни одной из стран, в которых он временно проживал, невзирая на многочисленные трудности с оформлением документов. В самой Индии, где Рерих прожил до конца жизни, он пользовался огромной популярностью и авторитетом. Глубокое проникновение в жизнь и религию Индии привело к тому, что Рериха принимали как своего и простые люди, и культурные и философские деятели, и ученые ламы, открывшие ему много своих тайн. К имени Рериха при его упоминании обычно прибавляли "Гуру” или даже "Гурудэв” (Великий учитель).

 В годы войны Рерих часто обращается к национальным героическим темам и образам. Он пишет картины "Ярослав”, "Мстислав Удалой”, "Единоборство Мстислава с Редедей” "Партизаны”, "Настасья Микулична”, "Святогор”, "Борис и Глеб”, "Александр Невский” и другие. Весь цикл его работ этого периода можно назвать героическим циклом, торжественным гимном народному подвигу, в победу которого Рерих твердо верил.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. 1940-е гг.


 Большая часть сборов от выставок его картин шла на нужды советской армии и Красного Креста. "Листы дневника” содержат много страниц, посвященных военному и трудовому подвигу советского народа во время Великой Отечественной войны.

 В 1942 году по инициативе руководителей рериховских организаций в Америке в Нью-Йорке была создана АРКА – Американо-русская культурная организация. Среди сотрудников были Э.Хемингуэй, Р.Кент, Ч.Чаплин, П.Геддас и ряд других известных писателей и деятелей культуры и науки. Николай Константинович находился в курсе всей работы, проводимой АРКА и оказывал ей всемерную поддержку.

 После войны Рерих возобновляет усилия о переезде в Советский Союз. Переписка с посольством и вообще Россией шла через Америку, т.к. в самой Индии, все еще колониальном владении Англии, даже не было русского представительства. Из переписки Николая Константиновича с И.Э.Грабарем, В.Ф.Булгаковым и другими видно, как сильно хотел Рерих этого возвращения и как тщательно готовился к нему. Однако этому не суждено было сбыться. 13 декабря 1947 года Николай Константинович Рерих окончил свой земной путь.

Н. К. Рерих

 Н.К.Рерих. Приказ Учителя. 1947 г.


 Неизгладимый след оставил этот выдающийся человек в сердцах многих народов и континентов. Деятельность его носила всемирный характер и была столь обширной и многосторонней, что далеко не исчерпывается книгами и монографиями о нем. Можно, наверное, сказать, что сегодня мы лишь начинаем осмысление его жизни и наследия. Огромный интерес к творческому наследию Н.К.Рериха, наблюдающийся во всем мире, подчеркивает, что его труд не пропал даром, и семена, посеянные им на ниве культуры и просвещения человечества, дадут благодатные всходы.


Яндекс.Метрика
Copyright © 2013-2014 Донецкий духовно-культурный центр «Орифламма»
Все права защищены.
Разработка и поддержка сайта - TechLife.pw