RSS
 Семья Рерихов  4 года и 3 месяца назад
Святослав Николаевич Рерих

 

С. Н. Рерих

 


Мы должны жить и трудиться в жизни там,
где мы нужны, там, где мы можем принести
наибольшую пользу. <…> Поэтому наша
главная задача в жизни — это стать более
совершенными людьми. <...> Если каждый
день вы будете делать что-то немного лучше,
чем вчера, это уже будет ваш прогресс»1.

С. Н. Рерих

 Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 г. в Петербурге в семье известного художника, писателя и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха и его супруги — философа, литератора и талантливой пианистки Елены Ивановны Рерих (урожд. Шапошниковой). 

С. Н. Рерих

 Святослав Рерих. 1906 г.

 В семье рос еще старший сын, Юрий, впоследствии ставший выдающимся русским востоковедом, лингвистом, энциклопедистом XX века.
 Первые четырнадцать лет жизни Святослава Николаевича прошли в Петербурге. Он рос в семье, где взаимопонимание, любовь и общие духовные устремления были основой жизни. Родители уделяли очень большое внимание воспитанию сыновей. Они всеми силами способствовали развитию их врожденных способностей и интересов. «Наш дом, — вспоминает о своем детстве Святослав Николаевич Рерих, — был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича»2
 С детства Святослав Николаевич проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с зародившимися художественными способностями. Мальчик рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки в Школе Общества Поощрения художеств, готовил декорации к домашним постановкам и даже помогал отцу в работах над театральными эскизами, однако сам Николай Константинович никогда его не обучал. Но уже одно наблюдение за тем, как творит отец, давало маленькому Святославу огромное вдохновение. «Главным моим Учителем был мой отец, — говорил С.Н.Рерих на встрече в Эрмитаже в 1960 г. — Он был не только учителем живописи, но также он был моим наставником в жизни, и всю свою жизнь я провел с ним, и с ним я работал не только на поприще искусства, но вообще во многих культурных начинаниях»3.
 В 1913 г. Святослав Николаевич поступил в гимназию К.И.Мая в Петербурге, которую окончил его отец и где в то время уже учился его старший брат Юрий. В декабре 1916 г. из-за болезни Николая Константиновича семья Рерихов переезжает в Сортавалу (Сердоболь). Здесь Святослав Николаевич продолжил учебу, занимаясь у местных учителей, и в 1918 г. во время поездки с отцом в Стокгольм, где у Николая Константиновича была выставка картин, сдал экзамены за гимназический курс. 

С. Н. Рерих

 С.Н.Рерих. 1918 г.

 Все годы, про веденные в Сортавале, он очень много рисовал. Пробовал себя в разных жанрах: пейзаж, портрет и др. В 1916 г. он создал первый портрет отца.
 В марте 1919 г. семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь Святослав Николаевич учился в подготовительной школе, чтобы поступить на курс архитектуры в Королевскую академию искусств, продолжал заниматься живописью и скульптурой, участвовал в совместной работе с отцом, который готовил театральные декорации к операм Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и А.П.Бородина «Князь Игорь». В сентябре 1920 г. Н.К.Рерих принял предложение о проведении выставочного турне по городам США, и вся семья переехала в Нью-Йорк.
 С осени 1921 г. Святослав Рерих перешел на учебу в Гарвардский университет на архитектурное отделение и одновременно посещал скульптурное отделение Массачусетского университета. Его привлекали разные архитектурные направления. В годы учебы Святослав Николаевич принимал активное участие в работе всех культурных организаций, созданных Н.К. и Е.И. Рерихами в Америке (Мастер-Институт объединенных искусств, объединение молодых художников «Cor Ardens», Международный художественный центр «Corona Mundi»).
 В 1923 г. в США состоялась выставка зарубежного русского рисунка, на которой Святослав Николаевич представил графические работы по мотивам русских сказок и получил первую премию.
 В мае 1923 г. наконец-то стала осуществляться мечта всей семьи Рерихов — поездка в Индию. Но перед отъездом они полгода провели в Европе. Святослав вместе с родителями поехал в Париж, где в это время заканчивал свое образование Юрий. В течение полугода, проведенного в Европе, Святослав Николаевич посетил знаменитые музеи, продолжил изучение искусств в Виши, Лионе, Риме, Флоренции, Болонье, Женеве. 17 ноября 1923 г. все четверо Рерихов на корабле «Македония» отплыли из Марселя и 2 декабря прибыли в Бомбей. В Индии они прежде всего посетили те места, в которых были сосредоточены наиболее знаменитые памятники старины: храмы Элефанты и Аджанты, Агру, Фатехпур-Сикри, Джайпур, Бенарес; после этого прибыли в Сикким, где Святослав Николаевич пробыл около года. Здесь он начал знакомиться с искусством Индии — древним и современным, много рисовал и писал с натуры, положил начало коллекции произведений восточного искусства.
 В ноябре 1924 г. Святослав Николаевич Рерих возвратился в Нью-Йорк. В это время он создал много портретов и картин на восточные сюжеты. На выставке в Филадельфии в 1925 г., где экспонировалось около ста его произведений, он получил высшую награду — премию и медаль за пятичастную композицию восточных фресок.
 В 1926—1928 гг., когда родители и старший брат находились в Центрально-Азиатской экспедиции, Святослав Николаевич принимал активное участие в работе культурных организаций Америки. В 1926 г. он вновь посетил Европу, где с увлечением отдался изучению современного и классического искусства, совершенствуя свое мастерство портретиста.
 После завершения Центрально-Азиатской экспедиции, в мае 1928 г., когда Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич вновь прибыли в Дарджилинг, Святослав Николаевич приехал к семье в Индию. Впоследствии он говорил, что, вновь ступив на землю этой страны, ощутил свое возвращение к чему-то родному и близкому. Он сразу окунулся в кипучую деятельность, которая уже осуществлялась остальными членами семьи. Это особенно касалось работы Института Гималайских исследований «Урусвати», основанного Н.К.Рерихом 24 июля 1928 г. в Дарджилинге и в декабре того же года перебазированного в долину Кулу (Западные Гималаи). С самого начала весь естественнонаучный отдел Института, — а туда входили работы по ботанике, орнитологии, изучению местных фармакопеи, создание опытных плантаций лекарственных растений, — оказался в ведении Святослава Николаевича Рериха.
 В конце 1928 г. Святослав Николаевич уехал из Индии и май — сентябрь 1929 г. провел в Италии, Швейцарии и Франции, где работал вместе с сотрудником Европейского центра при Музее Николая Рериха Георгием Шклявером над подготовкой к изданию книг «Агни Йога» и «Криптограммы Востока», после чего вернулся в Нью-Йорк к открытию нового здания музея. Это событие имело место 17 октября 1929 г. при большом стечении народа. В эти же дни в музее была открыта совместная выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов.
 Период с 1928 г. по начало 1930-х гг. в жизни Святослава Николаевича был посвящен совершенствованию в искусстве и большой работе в портретной живописи. В 1930 г. на выставке в Венеции он выставил портрет Н.К.Рериха (1928) 

С. Н. Рерих

 С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1928 г.

и получил награду, а на выставке в Нью-Йорке в 1932 г. другой портрет Николая Константиновича также удостоился премии.

В октябре 1931 г. Святослав Николаевич приехал в Кулу.

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих у древних стен. Кулу, 1930-е гг.

 С этого момента Индия становится его постоянным местом пребывания. Но не только местом пребывания. Он любил Индию всем сердцем и считал ее своей второй родиной. В одном из своих интервью он сказал: «Ко всему, полученному мной в России и от России, я всегда стремлюсь приобщить Индию, где я живу многие годы, и, с другой стороны, все, что я делаю в Индии, принадлежит моей Родине»4.
 Вернувшись в Кулу, Святослав Николаевич сразу окунулся в работу Института «Урусвати». 14 октября 1931 г. Он проводил экспедиции в окрестности Кулу, изучал местную фармакопею, занимался опытными плантациями отдельных растений, а также вел большую переписку с ботаническими садами Европы и Америки, готовил гербарии и отправлял их в Нью-Йоркский и Парижский ботанические сады. Не оставлял он и живописи. Кажется, что для этого может не хватить времени в сутках. Но организованность, настойчивость и целеустремленность Святослава Николаевича давали ему возможность осуществлять свои замыслы.
 Елена Ивановна очень высоко ценила искусство своего младшего сына: «Сейчас Светик кончает портрет Н.К.[Рериха] <…>  Портрет великолепен! Вся истинная сущность Н.К. передана в нем. Лицо сильное, одухотворенное. Не могу налюбоваться на него».5 

С. Н. Рерих

 С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха. 1932 .г.

 Елена Ивановна писала о нем 22 октября 1934 г.: «Светик представляет из себя настоящий кладезь осведомленности и знания местной флоры. Он собрал огромное количество корней и семян, и все они идентифицированы с помощью местных знахарей, пандитов и лам и имеющихся руководств по Аюрведе и тибет[ской] мед[ицине]»6. На протяжении всей своей последующей жизни С.Н.Рерих изучал и применял на практике свои знания ученого-естествоиспытателя и замечательного специалиста по выращиванию различных растений.
 
Несмотря на свою колоссальную занятость, он не переставал интересоваться деятельностью рериховских организаций в Америке и Европе. Его волнует все связанное с продвижением Пакта Рериха по защите сокровищ культуры во время вооруженных конфликтов. Он детально обсуждал вопрос, почему именно подписание этого Пакта окажется значительно действенней, чем все предыдущие попытки охранить памятники культуры: «Уже не раз было доказано, что всякого рода конференции по разоружению терпели неудачу. Человечество силой не изменишь, только просвещая его, можно надеяться на достижение желаемого результата. Охрана достижений человеческого гения для потомков является большим и истинным шагом вперед»7. И упорно настаивал на том, чтобы Пакт носил имя своего создателя — Николая Константиновича Рериха.
Начиная с 1930-х годов выставки художника регулярно проходили в индийских городах. В 1936 г. на Государственной выставке объединенных провинций Индии в Лакхнау он выставил четыре картины, в 1938 г. принял участие в Художественной выставке в Аллахабаде. За эти годы им было написано несколько портретов отца и портрет матери, 

С. Н. Рерих

 С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха.  1938 г. г

С. Н. Рерих

 С.Н.Рерих. Портрет Е.И.Рерих. 1937 г.

 


а также картины «Заклинатель змей», «Сага о Гэсэр-хане» , «Моя сестра» , «Подвиг», «Куда идешь, брат мой?», центральная и левая («Освобождение») части триптиха «Распятое человечество», «Огни усилий», «Гур из Кулу», «Весна в Кулу».
 Творчество Святослава Рериха получило в Индии необычайно высокую оценку. Известный индийский критик Р.Тандон писал о нем: «Не забудем, что громадный успех достигнут художником в совсем молодые годы. Он уже теперь обладает зоркостью проникновения в подлинную реальность вещей и явлений. И мы не обманемся в ожиданиях, если скажем, что последующие годы окажутся для Святослава Рериха еще более плодотворными и его творчество, несомненно, проложит путь к тому жизненному синтезу, который заключен в современном понимании всеобъемлемости Культуры»8.
 Начало 1940-х гг. можно назвать одним из самых деятельных периодов в жизни Святослава Рериха. В 1940 г. в Америке в Филадельфии прошла большая выставка «Картины Индии», на которой в числе прочих работ были представлены картины С.Н.Рериха, а в 1941 г. — персональная выставка художника в Чикаго и Нью-Йорке.
 В конце 1941 г. Святослав Николаевич познакомился с Джавахарлалом Неру, возглавлявшим тогда партию «Индийский национальный конгресс», которая организовала борьбу индийского народа за независимость от британских колонизаторов. Эта встреча положила начало длительной дружбы известного политического и государственного деятеля (а в 1947—1964 гг. — премьер-министра Индии) со всем семейством Рерихов. «Он <...> совершенно изумительный человек, — вспоминал Святослав Николаевич о первом премьер-министре Индии, — глубокого прекрасного сердца, большой, исключительной широты взглядов: он уже мыслит общечеловеческими категориями, для него весь мир — общий континент. И будучи высококультурным человеком, он является прекрасным водителем Индии»9.
 В 1942 г. Дж.Неру вместе с дочерью И.Ганди посетил Кулу, и Святослав Николаевич написал его первый портрет. Уже тогда Дж.Неру и Н.К.Рерих размышляли о будущем Индии и России: «Николай Константинович и Неру, — вспоминал Святослав Николаевич в 1978 г., — развивали планы о том, как на культурной основе можно было бы перебросить мост между Советским Союзом и Индией. Условия тогда были совсем другие, время было напряженным (1942 г. — Н.М.). Так что культурные связи, культурные нити были тогда самыми приемлемыми. Как мы видим, в жизни они и остаются самыми лучшими поверх вечных распрей и политических разделений»10.
 В 1944 г. в Бомбее Святослав Николаевич познакомился с известной индийской киноактрисой, руководителем киноконцерта «Bombay Talkies» Девикой Рани. 23 августа 1945 г. состоялась их свадьба. 

С. Н. Рерих

 С.Н.Рерих и Девика Рани. 1940-е гг.

 В июне 1949 г. Святослав Николаевич и Девика Рани переехали в имение Татагуни под Бангалором, которое до самых последних дней стало их постоянным местом жительства, их домом.
 В 1940-е гг. много потрудился Святослав Николаевич Рерих для принятия в Индии Пакта, носящего имя его отца и уже подписанного руководителями стран двух Американских континентов. Он готовил документы, обращался в правовые структуры, устраивал публикации в прессе и устанавливал деловые контакты с выдающимися деятелями Индии, многие из которых впоследствии стали членами Комитета Пакта.
 В эти годы Святослав Рерих создал такие известные работы, как портреты Девики Рани 

С. Н. Рерих

 С.Н.Рерих. Портрет Девики Рани. 1951 г.

и Кэтрин Кэмпбелл

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих. Портрет Кэтрин Кемпбелл. 1950-е гг.

картины «Девушка из племени», «Подношение», «Красная земля», «Друзья», «Канченджанга утром», «Канченджанга из Турпиндара», «Канченджанга», «Канченджанга вечером», «Спасаясь от бури», «Весть» и др. Чтобы иметь возможность использовать в Татагуни даже небольшие промежутки времени, он в 1953—1955 гг. вел строительство студии, в которой было написано большинство его работ 1950— 1980 гг. «Мудро, что студия была построена, — писала об этом решении сына Елена Ивановна. — <...> Его искусством нельзя пренебрегать, ибо оно — его величайший дар и сокровище, которое он должен принести миру»11.
 Живя в Индии много лет, Святослав Николаевич живо интересовался ее историей, искусством и культурой, справедливо полагая, что без глубоких познаний нельзя работать в искусстве и быть понятым и принятым этой страной. «Мой подход к Индии был не только через искусство, но также через жизнь, через мысль Индии, — писал он. — Мысль Индии является совершенно исключительным явлением, феноменом. Она выкристаллизовалась на протяжении столетий, тысячелетий. Там есть замечательные философские системы, и это я считаю настоящим ключом к жизни Индии»12.

С. Н. Рерих

С.Н.Рерих. Вечная жизнь. 1954 г. 
 Изучая Индию, он отмечал, что, пожалуй, она является единственной страной, где, несмотря на волны завоевателей и протекшие тысячелетия, сохранилась непрерывная преемственность мысли, искусства, культуры. Чтобы знать искусство Индии, надо прожить в стране долго и очень много путешествовать. И Святослав Николаевич постоянно ездил по стране, хорошо знал север и юг, центральную часть. Уникальную красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии он воспел во многих своих замечательных полотнах, поэтому честь называть Святослава Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.
 Любовь и уважение к талантливому, трудолюбивому народу чувствуется во всех его «индийских полотнах». Простые землепашцы, пастухи, нищие странники, деревенские женщины и дети — их образы взяты художником из повседневной жизни, и, несмотря на причудливые одеяния и непривычные для русского зрителя лица, все они вызывают необъяснимое чувство симпатии. И это не удивительно, ибо для Святослава Рериха не существовало национальных, социальных и религиозных барьеров, все человечество было для него единой семьей и в каждом человеке он умел увидеть то, что делает его уникальным и неповторимым. 

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих. Портрет девочки. 1937 г.

 В 1950-х гг. Святослав Николаевич много ездил по стране: Дели, Бомбей, Бангалор, Кулу, Калимпонг и другие города были его постоянным маршрутом. В ходе этих поездок он познакомился со многими политическими и культурными деятелями. Это помогло ему осуществить ряд проектов в то нелегкое для страны время. Он поддерживал контакты с издателями и помогал Юрию Николаевичу в издании его трудов, принимал живое участие в проекте брата по созданию Индо-тибетского исследовательского Института в Калимпонге, через него поддерживались все связи с различными представителями Советского Союза, которые приезжали в Индию.
 5 октября 1955 г. ушла из жизни Елена Ивановна Рерих. Святослав Николаевич всю жизнь был очень близок с матерью не только как любящий и любимый сын, но и как единомышленник и сподвижник. Он очень тяжело перенес ее уход.
 В 1955 г. в Индию с государственным визитом приезжали Н.С.Хрущев и Н.А.Булганин. Святослав Николаевич со своей супругой Девикой Рани принимал самое активное участие в организации приема государственной делегации СССР в Бангалоре. Ему удалось договориться с Н.С.Хрущевым о встрече с Ю.Н.Рерихом. Таким образом, вопрос о возвращении Юрия Николаевича на Родину, наконец-то, был решен. Далее необходимо было уладить очень многие организационные вопросы: решить судьбу имения в Кулу, наследия родителей, поддерживать связь с учеными коллегами Ю.Н.Рериха, с рериховскими организациями во всем мире, и многое другое. На это ушло почти полтора года. 4 июля 1957 г. Юрий Николаевич Рерих и помощницы семьи Рерихов по хозяйству Л.М.Богданова и И.М.Богданова отплыли из Бомбея в СССР.
 Святослав Николаевич остался в Индии один из всей семьи Рерихов. Его жизнь по-прежнему складывалась из большой организационной работы, но теперь он очень много времени уделял творчеству. Среди его картин тех лет выделяются портреты танцовщицы Рошан Ваджифдар, «Садовница», «Наперегонки», портрет д-ра С.Радхакришнана, серия пейзажей и др.
 Одной из первейших задач, которые предстояло решить Юрию Николаевичу Рериху после возвращения в СССР, была организация выставки картин Н.К.Рериха (она открылась 12 апреля 1958 г.) и выставки картин брата. Этому событию предшествовала выставка картин Святослава Николаевича в Дели в залах Всеиндийского общества искусств (20 января — 20 февраля 1960 г.). Выставку посетила правительственная делегация СССР, находившаяся в то время в Индии. После закрытия экспозиции картины были перевезены в Москву, где 11 мая 1960 г. открылась выставка в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Это был первый приезд художника на Родину после 44 лет отсутствия и первая выставка его картин на родной земле.
 Москвичи впервые увидели его картины. Картины были столь необычны по цветовой гамме, что Святославу Николаевичу в беседах со зрителями приходилось неоднократно объяснять, что земля на картине красная потому, что на юге Индии она действительно такая, а небо потому таких чистых тонов, что оно на самом деле в Индии такое. 

С. Н. Рерих

 С.Н.Рерих. Священная флейта. IV. 1968 г.

Выставка, проработавшая в Москве целый месяц, ежедневно собирала огромное число зрителей. Очереди стояли с раннего утра до позднего вечера. Многие из тех, кому посчастливилось попасть на выставку, проводили там долгие часы, особенно если в залах появлялся сам Святослав Николаевич.
 В 1960—70-х гг. Святослав Николаевич написал очень много картин. Сам он говорил, что у него в работе одновременно было до 15 полотен. К этому времени относятся портреты Дж.Неру (1966) и президента Индии Сарвапалли Радхакришнана (1962),написанные для Дворца президента, целая серия живописных полотен философского содержания: «Предупреждение человечеству»,  

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих. Предупреждение человечеству. 1962 г.

«Ты не должен видеть этого пламени», «Мы сами строим свои тюрьмы», а также картины, отражающие жизнь Индии: «Мои соседи», «Глина приобретает форму», «Ближе к тебе мать-земля», «Чикус мале», «Мой дом», «Моя страна прекрасна» 

С. Н. Рерих

С.Н.Рерих. Моя страна прекрасна. 1974 г.

«Карма Дордже» и др.
 Большинство этих картин говорит зрителям о сопричастности человека всему сущему, о красоте и величии жизни и о той огромной ответственности, которая лежит на нас — жителях этой планеты. Как явствует из названия частей его знаменитого Триптиха (1939—1942), Святослав Николаевич был очень обеспокоен тем, как и куда идет человечество. 

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих. Триптих «Распятое человечество». 1939-1942 гг.

 Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских раз мышлений Святослава Рериха, размышлений, воплощенных не только на страницах его очерков и дневников, но и на пространстве холста. Обладая незаурядным талантом живописца, Святослав Николаевич сумел раскрыть значение одной из главных движущих сил эволюции, воздействующих на человека, — Красоты. «Почему так важны поиски и культивирование красоты? — задается он вопросом на страницах своего дневника. — Потому что это поиски чего-то более совершенного, чего-то такого, что выше нас, что выходит за пределы повседневности. <...> Если мы ставим перед собой высокий идеал и тянемся к нему или через молитву, или в эстетическом устремлении, то мы притягиваемся к качествам этого идеала и наша внутренняя творческая энергия преображает нас в более совершенного, более возвышенного человека. Красота — это гармония, через красоту мы вносим гармонию в нашу жизнь и совершаем свое восхождение»13. «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта»14.
 
Многое в творчестве Святослава Николаевича свидетельствует о влиянии на художника его отца, Николая Константиновича Рериха. «Один из основных заветов Николая Константиновича, — говорил он, — о котором мы должны постоянно помнить, — это нравственное самосовершенствование. И тема гор для этого выбрана не случайно. Тот, кто был на вершинах, возвращается оттуда уже другим человеком. Только человек, который жил в горах, может понимать игру красок, игру света и тени. И для художника большое счастье увидеть все это»15.
Так же, как и Николай Константинович, по праву заслуживший за свою гималайскую серию звание «Мастера гор», Святослав Рерих обращался в своем творчестве в разные годы к теме Гималаев. 

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих. Канченджанга утром. 1952 г.

 Однако, продолжая в живописи традиции своего великого отца, Святослав Николаевич пошел своим собственным путем, в его творчестве нет ни тени подражания. У каждого художника свой стиль и своя уникальная техника исполнения, свои трактовки образов и свое отношение к тому, что должно быть главным в картине. «Наше существенное различие в том, — говорил С.Н.Рерих, выступая в Эрмитаже, — что Николай Константинович портреты не любил. Для него портрет имел второстепенное значение, а для меня портрет был главенствующим в моем искусстве»16. «В творчестве Николая Константиновича человек уходил в глубину композиции. А у меня человек приобрел большое значение. В этом, может быть, и есть разница нашего подхода»17.

 Портрет был первым живописным увлечением художника. Самый ранний был написан в возрасте тринадцати лет, а чуть позже первые выставки совсем еще молодого художника снискали ему славу прирожденного портретиста. Портреты, вышедшие из-под его кисти, — изящны, лаконичны и имеют эффект «присутствия личности». «Когда я пишу портреты, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю»18, — говорил художник. Только портретов своего отца он написал около тридцати, один из которых был приобретен Люксембургским музеем в Париже. Художнику было в то время 35 лет.
 Галерея созданных им портретов огромна, и в ней на равных соседствуют люди, чья встреча в жизни едва ли была возможна, — члены княжеских семей и простые индийские труженики, общественные деятели, ученые, политики и жители горных деревушек, тибетские ламы и красавицы актрисы. Проникновение во внутренний мир человека является отличительной чертой всех его портретов, именно поэтому запечатленные на них облики выглядят такими живыми и притягательными.
 1960—1980-е годы — это время, когда Святослав Николаевич самым активным  образом участвовал  в  культурной  и  общественной  жизни Индии, России, Болгарии и других стран. За это время он восемь раз посещал Советский Союз. Его приезды были связаны с персональными выставками, празднованием 100-летнего и 110-летнего юбилея Н.К.Рериха, 70-летнего и 80-летнего юбилея самого художника, с 80-летним юбилеем Ю.Н.Рериха. Во время посещения Москвы он неоднократно вел переговоры с АН СССР, АХ СССР, с Министерством культуры и Министерством иностранных дел о возобновлении работы Института «Урусвати». По его замыслу в Институте могли бы работать индийские и советские ученые над актуальными проблемами науки. К сожалению, его предложения не нашли ответа в государственных учреждениях страны.
 Во время этих приездов Святослав Николаевич встречался в разных аудиториях и у себя в номере гостиницы с научной и художественной общественностью, учениками школ, студентами, членами рериховских обществ (которые появились в это время в стране), с музейными работниками, журналистами и др. Об этих встречах тепло вспоминают их участники19. В своих беседах и выступлениях Святослав Рерих затрагивал темы философии, искусства и нравственного совершенствования человека, рассказывал о жизни и творчестве Елены Ивановны и Николая Константиновича, отвечал на многочисленные вопросы.
 Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей известного индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша. Туда принимались дети с трехлетнего возраста. В школе применялась специально разработанная методика работы с детьми, где малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, в том числе Е.И. и Н.К. Рерихов, большое внимание уделялось художественному воспитанию и развитию внутреннего мира ребенка. Этому способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка. Через 10 лет, в 1972 г., там же был основан культурно-просветительский центр искусств «Чатрикала Паришад», ставший отделением местного университета. 

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих. в Бангалоре. 1980 г.

 

Школа Ауробиндо Гхоша была также включена в состав университета. Святослав Николаевич был президентом этого Центра вплоть до своего ухода в 1993 г., а начиная с 1977 г. принимал самое деятельное участие в работе школы и оказывал ей финансовую поддержку. К 1989 г. завершилось строительство основных зданий Центра. В него входили выставочные залы, художественная галерея Н.К.Рериха и др. Святослав Николаевич финансировал это строительство и передал Центру картины Н.К.Рериха и свои. Это было его детище, и он внимательно следил за методикой и содержанием преподавания.

В письмах Святослава Рериха 1980-х годов начинают звучать слова о необходимости подведения жизненных итогов, о поиске преемников, кому можно было бы доверить накопленные за всю жизнь опыт, знания и духовные богатства.
 Приезжая в Москву, Святослав Николаевич постоянно говорил о необходимости создания Музея Н.К.Рериха, но все переговоры утопали в недрах различных ведомств. Не могли решить, в каком городе создавать этот музей, что это будет за музей и т.д. и т.п. И только с приходом к власти М.С.Горбачева многолетняя мечта наконец-то стала осуществляться. Святослав Рерих встречался с Горбачевым дважды — в 1987 и 1989 гг.
 И вот в июле 1989 г. в Москву было передано письмо С.Н.Рериха, в котором он предлагал создать в Москве Центр-музей Н.К.Рериха. «Суть концепции Центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации»20. «Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество»21.
 В этом небольшом по объему письме очень точно сформулирована структура и указаны направления работы, возможности финансирования и многие другие проблемы, связанные с работой будущего Центра-Музея. Высказывается предположение, что впоследствии Центр-Музей должен стать международной организацией, координирующей деятельность как советских, так и международных рериховских обществ. Вместе с этим Святослав Николаевич настаивал на создании общественного Фонда имени Н.К.Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение Центра.
 Говоря о характере деятельности Центра, Святослав Николаевич писал: «Прежде всего это должен быть живой Центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки — картин, ремесел, детских работ. <...> Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны будут представлены постоянно.
 При Центре может быть и лекционный, концертный зал, студии для молодых художников и мастерские по возрождению им сохранению народных ремесел. <...> Несомненно, при Центре должна работать большая библиотека, где будут собраны книги по истории культуры, по искусству, философии России, Востока и Запада, в том числе, конечно, и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны. Со временем я мог бы предоставить Центру и хранящиеся у меня многочисленные их труды. Их выход в свет, особенно на Родине, на русском языке, я уверен, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более совершенному, более нравственному человеку»22.
 В этом же письме он высказал свое мнение о возможном руководителе Центра: «Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог, писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный»23.
 На этот раз все, о чем говорил Святослав Николаевич в своем письме, получило реальное воплощение. Уже в октябре 1989 г. состоялось учредительное собрание, на котором был создан Советский Фонд Рерихов. В ноябре того же года вышло постановление Совета Министров СССР по общественному Музею Н.К.Рериха и Советскому Фонду Рерихов.
 4 ноября 1989 г. Святослав Николаевич и Девика Рани в последний раз посетили Советский Союз для решения проблем деятельности Советского Фонда Рерихов. В своем интервью газете «Советская культура» С.Н.Рерих сказал: «Я сам выбрал для будущего Центра-Музея Николая Константиновича бывший особняк княгини Лопухиной возле Пушкинского музея на Волхонке. Это прекрасный уголок старой Москвы, где атмосфера проникнута духовностью и красотой»24.
 Уезжая в Индию, С.Н.Рерих пригласил Л.В.Шапошникову посетить Бангалор для передачи Советскому Фонду Рерихов наследия Н.К. и Е.И. Рерихов. После трехмесячной работы в имении Татагуни Л.В.Шапошникова подготовила материалы для передачи Фонду Рерихов. 19 марта 1990 г. была оформлена дарственная на передачу рукописного наследия, библиотеки, личных вещей и картин. 7 мая 1990 г. наследие было привезено в Москву. В 1991 г. в связи с распадом СССР и по инициативе самого Святослава Николаевича Советский Фонд Рерихов был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР). С.Н.Рерих до сих пор остается Почетным Президентом МЦР.
 
В мае 1992 г. он стал учредителем Международного Треста Рерихов в Бангалоре, которому передал имение Татагуни, коллекции картин и другие художественные ценности. Святослав Николаевич Рерих ушел из жизни 30 января 1993 г., не дожив до своего 90-летия менее двух лет.
За свою многогранную деятельность С.Н.Рерих был награжден многими орденами разных стран и избран членом разных научных, общественных и культурных организаций. Индия отметила его заслуги Орденом «Падма Бхушан» за выдающийся вклад в развитие искусства и культуры Индии, правительственным Орденом штата Майсур «Особая премия» за заслуги в области искусства и культуры, правительственной премией «Великому заслуженному художнику»; он был избран членом жюри Национальной Академии, осуществлявшей отбор картин на Президентскую премию; принят в члены Индийской национальной академии изящных искусств. Родина отметила его плодотворную деятельность орденом Дружбы народов 

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих награжден орденом «Дружбы народов», 1984 г.

он был избран почетным членом Академии художеств СССР; награжден премией Дж.Неру за выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и СССР и укрепление индо-советской дружбы; в честь него названы ледник в Киргизском Алатау в бассейне реки Аламедин и пик на Алтае. В Болгарии также высоко оценили творчество С.Н.Рериха и его культурную деятельность: он награжден орденом Кирилла и Мефодия, юбилейной медалью к 1300-летию Болгарии и высокой наградой Государственного Совета Болгарии — орденом «Мадарский конник», а также был избран Почетным членом Академии художеств Болгарии, почетным доктором Велико-Тырновского университета имени Кирилла и Мефодия. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал орден «За культурную деятельность», учрежденный Музеем Н.К.Рериха в Нью-Йорке и его организациями, потому что диплом к этому ордену был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.
 Николай Константинович Рерих высоко ценил искусство сына: «Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа.  И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное»25

С. Н. Рерих
С.Н.Рерих на фоне своей картины «Легенда о Гесере».

Литература.
1. Беседа с посетителями выставки картин С.Н.Рериха в Эрмитаже (7 января 1975 г.) //
Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Вр. № 894. Л. 27об.
2. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М, 1993. С. 54.
3. Беседа с посетителями выставки картин С.Н.Рериха в Эрмитаже (12 июня I960 г.) // Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Вр. № 894. Л. 9об.
4. «Непрерывное восхождение». М., 2001. Т. I. С. 471.
5. Рерих Е.И. Письма. М., 1999. Т. I. С. 343.
6. Рерих Е.И. Письма. М, 2000. Т. II. С. 440.
7. Рерих С.Н. Письма. М„ 2004. Т. I. С. 86-87.
8. Беликов П.Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М., 2004. С. 113.
9. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М., МЦР. С. 46.
10. Выступление на встрече с учениками школы-интерната, членами клуба имени Рабин-
драната Тагора (8 июня 1978 г.) // Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Вр. № 894. Л. 40.
11. Письмо Е.И.Рерих Д.Р.Рерих от 1 мая 1955 г. 
12. Беседа в Эрмитаже 12 июня 1960 г. // Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Вр. № 894. Л. 9об.
13. Рерих Святослав. Искусство и жизнь. С. 104—105.
14. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. С. 62.
15. Беседа в Доме дружбы 27 ноября 1974 г. // Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Вр. № 894. Л. 25.
16. Беседа в Доме дружбы 27 ноября 1974 г. // Отдел рукописей МЦР. Ф.  1. Вр. № 894.
Л. 26 об.
17. Там же. Л. 10.
18. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М., 1993. С. 46.
19. См. Воспоминания о С.Н.Рерихе. М., 2004.
20. «Защитим имя и наследие Рерихов». М., МЦР, 2001. Т. I. С. 92.
21. Там же.
22. «Защитим имя и наследие Рерихов». М., МЦР, 2001. Т. I. С. 90—91.
23. Там же. С. 91-92.
24. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. С. 116.
25. Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1999. Т. I. С. 444.

Яндекс.Метрика
Copyright © 2013-2014 Донецкий духовно-культурный центр «Орифламма»
Все права защищены.
Разработка и поддержка сайта - TechLife.pw