RSS
 Семья Рерихов  3 года и 6 месяцев назад

Из писем Е.И.Рерих об искусстве и красоте

 Значение искусства

(Строки из А.Й. в письме от 31 декабря 1937г.) «Вы помните, насколько неуклонно Мы заботимся о сохранении Прекрасного. Уже в предвидении Армагеддона Мы приступили к распространению советов о лучших способах охранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии. Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействие произведения искусства». (Надземное, 122) [Т.5 с.344, 357]

* * *

(К 24 марта 1937 года) «В содружествах Ваших Вы несете священный бессменный дозор о красоте. Для Вас красота не есть просто красивость прибаутки, но есть основа жизни. Без красоты не может быть и живых устоев всего бытия. Живая Этика может быть живой лишь для того, в ком и слово о прекрасном всегда живет. Сперва в словах, а затем в немолчном биении сердца живет прекрасная правда. Не нужны внешние слова там, где самое глубокое чувство сливается с биением сердца. Без сердца, без красоты и самый труд превратится в подъяремную работу. В этих двух словах скрыт намек о насилии. Но в творческом труде выражено постоянное делание, и умное и сердечное». [Т.5 с.76-77]

 

О творчестве Н.К.Рериха

«Позволю себе прибавить несколько строк об искусстве Н.К. Ибо в искусстве его я прежде всего люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина – прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано Владыкою, что прекрасные картины его имеют в себе дар целительный, и мы имели много случаев убедиться в этом. Имеются у нас письма от многих, имеющих картины Н.К., которые во время болезни вешали любимые картины перед постелью своею, чтобы всегда видеть их, и такие лица получали облегчение. И уже некоторые доктора просили Н.К. одолжить им картины для их санаторий и больниц, понимая их благотворное психическое воздействие на нервную систему больных. Одна молоденькая девушка, страдавшая ужасными болями в области легких, со всеми признаками чахотки, была исцелена после посещения музея и беседы с Н.К. Таких случаев у нас немало. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый, ибо, как сказано: "Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства, ибо тьма в нас"». [Т.1 с.397]

* * *

«С каждым годом творчество Н.К. становится все мощнее и в то же время возвышеннее и тоньше! Истинно, свет и красота души его запечатлены в его картинах. Радуюсь, что эти чудесные симфонии красок будут светить и звучать среди близких сердцу». [Т.5 с.59]

* * *

«Ни один истинно великий Дух, будь то вождь, ученый, артист и т.д., не знает пагубного чувства самомнения или самоудовлетворенности. Конечно, когда он творит, то в ту самую минуту он преисполнен любовью к своему действу, но как только он окончил его, он видит, как несовершенно оно, и именно это чувство неудовлетворенности в нас и есть великое ведущее начало. Горе тому творцу, который начнет самоуслаждаться своими произведениями! Как прекрасен был ответ Н.К., когда его спросили, которое из своих произведений он больше всего любит: "То, которое я еще не написал"». [Т.3 с.249]

* * *

«Индия стала нам ближе близкого, ибо с уходом нашего Родного мы еще сильнее осознали и убедились, что Он вошел в жизнь страны как один из самых мощных духовных двигателей. Индия – родина величайших Гигантов Духа. Конечно, Индия особенно чует связь Его творений с ее великим Наследием. Индия признала Его своим неотъемлемым духовным Гуру. Все наиболее выдающиеся писатели, творцы и критики высказались единогласно, что Он величайший художник своего времени и таким останется, ибо, помимо совершенства художественного мастерства, Его творения несут человечеству духовный Message [весть], облеченный во всей неотразимости новой Красоты. Духовный аспект всего Его творчества неизгладимо запечатлелся в сознании лучших деятелей и мыслителей этой страны.

Никогда, никто и ничто не сможет затушить Божественную искру, возжженную Гигантами Духа и веками хранимую в сердцах лучших сынов Индии.

Как убого мышление говорящих с усмешкой о мистицизме Рериха. Безумцы не знают, как ограничили они себя! Чего лишили себя! Не поймут, что этот мистицизм – майя только для них, но для зрячих – это сама великая Реальность». [Т.8 с.71-72]

* * *

«…любование картинами Н.К. – действительно знак добрый, ведь только чуткие, сердцем неожесточившиеся могут восчувствовать красоту его творений. Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и Надежду Мира - Сокровенную Шамбалу? Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его любви «Песнь Шамбале». На фоне величественного заката, освещенная последним лучом, сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окруженная снеговыми гигантами. Впереди на темной пурпуровой скале сидит сам Певец… Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его Знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале. <…>

Истинно, он перерос планетные размеры и устремления его уже направлялись в звездные пространства, где творчество не ограничено нашим трехмерным измерением. При современном одичании и уничтожении последних остатков культурных достижений великого прошлого, при общей нивелировке всего самобытного, всего прекрасного его фигура высилась как напряженный УКОР и последний Символ Творца и Певца, устремленного к Красоте Беспредельной, Красоте Вечной. Истинно, мир осиротел с уходом его. Выставка его картин собирала десятки тысяч [посетителей] и подымала их вибрации в восторженном восприятии чудесных красок и Образов им близких. Многие надолго сохранили воспоминание об этом чудесном подъеме их чувств. Сколько блага пролилось такими воздействиями. Кто знает, сколько людей ушло, излеченных от начинающегося злого недуга, забывших о тяжкой обиде или намерении недобром – под воздействием новых вибраций, новых мыслей». [Т.8 с.32]

* * *

«Запомним также: именно искусство Н.К. всегда было, да и будет основою всего строительства. Задание всего Плана Вл[адыки] – построить все на искусстве. Формула, что «Мир будет спасен осознанием красоты», есть величайшая из формул, положенная в основание Нового Мира». [Т.3 с.671]

* * *

«Некоторые из этих картин поистине являются замыслом и творением Вел[иких] Учителей, воплощенным при участии пр[офессора] Р[ериха]. Все его работы были вдохновлены Ими». [Т.9 с.7]

 

Беседы перед картинами 

«Много пользы могут принести задушевные беседы перед лицом искусства. Вибрации гармонических сочетаний тонов создают особую атмосферу. Реакция на нее посетителей Музея безошибочно определит их сущность.

Уже давно было Сказано, что картины Н.К. обладают целительным свойством. И наши ближайшие друзья и сотрудники при каждом недомогании вешали перед постелью свою любимую картину и, впитывая ее целебную гармонию, получали облегчение.

Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации. Грубые спорты, вроде состязаний борцов, кулачных боев и грубейших игр, лишенных красоты, вроде всяких фут-болл и т.д., способствуют лишь огрубению нравов. Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы». [Т.5 с.313]

О лекциях в музее

«Почла сейчас первые минутсы Комитета Музея. Предложение г-на Формана о назначении особого лектора во время посещения школами Музея само по себе прекрасно, но кто будет этот лектор? Именно это и есть самая ответственная сторона деятельности Музея и то, о чем так болеем Н.К. и я. Ведь нужно, чтобы этот лектор понимал действительно художественную сторону этих перлов искусства. Так, я помню, как Н.К. всегда хвалил культурный художественный язык и объяснения Дабо и страдал от этнографических, географических объяснений, даваемых его картинам. Если лектор начнет рассказывать только сторис [истории] и указывать географию и этнографию, выраженную в произведениях искусства, то что останется от самого искусства, ради которого существуют эти картины? Именно в этом заключается великая опасность, чтобы посетители не привыкли смотреть на Музей как только на картины новых, незнакомых им мест и со стороны интересных сторис. Мы ведь уже понимаем закон цементирования пространства, не правда ли? Потому совершенно необходимо подчеркивать именно художественную ценность этих картин, их мастерское исполнение, их замечательную концепцию, что так мощно выражено в произведениях Н.К. Но, увы, для этого нужно быть художником в духе, иметь тот культурный синтез, которым должны были бы обладать все художественные критики. Потому меня очень обеспокоил выдвинутый вопрос о хостесес [хозяйки, дежурные]. Ведь если хостесес не умеют говорить художественным языком, именно они могут подчеркнуть эту опасную сторону. Кто из хостесес пожелает или будет иметь время ознакомиться со всем имеющимся у нас материалом художеств[енной] критики о произведениях Н.К. и выбрать наиболее ценные страницы, говорящие о высоком художественном значении этого искусства, а не об этнографии, географии, биографии и сторис, и, усвоив их, передать их культурным языком? Кто отберет эти страницы из массы пустого набора слов? Кроме того, хостесес являются как бы апробированными лицами Бордом оф Трэстис; напоминаю им в англ[ийской] копии об инциденте со Стоковским, кот[орый] просил оставить его одного. Также и случай с [Чандлером], пожелавшим остаться одному в комнате, где висела «Матерь Мира». Потому я предпочла бы в обычные дни простого сторожа, который мог бы предложить каталог, или молоденькую ученицу школы, любящую искусство Н.К., и с которой много не спросят. Но в дни лекций нужен культурный представитель. Вопрос этот крайней важности. Мы должны, как сказано, "держать Имя выше Высшего"». [Т.2 с.156-157]

 

Рерих Е.И. Письма. Т.1-9.- М.: МЦР, 1999-2009.  


Яндекс.Метрика
Copyright © 2013-2014 Донецкий духовно-культурный центр «Орифламма»
Все права защищены.
Разработка и поддержка сайта - TechLife.pw